Психологические портреты Джека Миллера и Тито Рабата в изложении Майкла Бартолеми

За полтора дебютных сезона в MotoGP команда Estrella Galicia Marc VDS работала с тремя гонщиками — Скоттом Реддингом (ныне в Ducati), Джеком Миллером и Эстеве Рабатом. Первые двое попали в команду спустя год после дебюта, Рабат же сейчас проводит в ней первый сезон в премьер-классе. Менеджер команды Майкл Бартолеми из-за большой разницы в возрасте со своими «зелеными» пилотами для них не только шеф, но и в каких-то смыслах наставник, который говорит, что делать, и от чего лучше воздержаться.

К каждому пилоту нужен свой подход, нет универсальных фраз, чтобы достучаться до любого. С открытым Миллером общаться нужно одним способом, с более закрытым Рабатом — другим. Недавняя победа Джека в Ассене не была единственной позитивной новостью этого лета для Marc VDS, так как австралиец к моменту финиша заезда на Заксенринге имел за плечами три гонки подряд в очках — это его личный рекорд в MotoGP. Тито, с другой стороны, пока в процессе обучения, и до Джека далековато. Бартолеми на Гран-При Германии рассказал, как ему работается с пилотами:

Нам всем нужно улучшаться дальше, нашему заводу тоже надо улучшаться. Дело не только в наших пилотах — техника у каждого из них становилась лучше. Мы много работаем — не только на треке, чтобы сохранять им мотивацию, и чтобы не упасть в ту яму, в которую мы в прошлом году немного упали с Реддингом. Психологической работы тоже много.

Мне кажется, то, что люди говорили про Джека, вроде того, что его трудно контролировать, и такое все… Были люди, которые говорили и про выпивку, вечеринки. Сегодня должен сказать, что мы как частная команда после половины сезона, скажем так, выполнили свои обязательства. Думаю, с того момента, как он пришел в Marc VDS, не было ни одного плохого этапа. Думаю, что Тито тоже прогрессировал, так что мы пока довольны этими результатами. Потом появилась маленькая вишенка на всем этом — ею была победа в Ассене.

Джек после прошлого года — другая личность на 100%. В субботу после Ассена я позвонил ему в 10 утра. Я был в лесу, с собаками, и позвонил ему. У него еще дыхание было сбито. Я спросил: что делаешь? Он сказал: «Этим утром у меня бег». Вот чего мне хочется. Иногда у вас из жизни что-то уходит.

У меня уже был гонщик, похожий на него — это Реддинг, который отошел от немного диковатой жизни, дикого окружения, и они ведь всегда на грани. Когда они заходят за нее, приходится… [изображает порицание]. Но не нужно пощечин, не обижайте их — в конце концов они не дети, они молодые люди.

У меня четверо детей, у меня дети одного возраста с моими гонщиками. Каждый день я проживаю одно и то же: их нужно постоянно направлять в лучшую сторону без излишей жесткости. Если вы слишком жесткий, они специально сделают вам что-то назло, так что приходится искать такую середину в их действиях или реакциях. Мне кажется, в данный момент мы нашли хороший компромисс.

Вот такой баланс нужно искать, но работать с ним — удовольствие. Думаю, что со стороны все время впечатление, что это — неотесанный австралийский парень, но он вообще-то очень добрый, хорошо образованный паренек, с ним приятно работать.

С Тито ситуация, по-моему, в том, что он — такой парень, который много раз в жизни был один. Это личность, которая хочет все делать в одиночестве. Честно, мне иногда кажется, что он ненавидит людей [смеется]! Думаю, со мной у него очень хорошие отношения, мы можем поговорить про все. Иногда мы разговариваем не только про мотогонки или мотоциклы — мы говорим про множество вещей. Я думаю, Тито — это личность, которой нужно больше времени, чем другим людям. Я думаю, он добился результатов, потому что он — работяга; он не добился результатов потому, что он — невероятный талант.

Джек Миллер

Тито Рабат

Но еще он — человек, которому нужен кто-то, кому он сможет доверять. Если он кому-то доверяет, то может иногда вытворять невероятные вещи. В этом — небольшая разница в том, что я стараюсь в него вложить. Сегодня я ему сказал, что Барселона вообще-то не была плохой гонкой — это была гонка, где я видел, что он использовал все карты [двигателя] для сбережения шины. В общем, это значит, что он был полностью сфокусирован на той барселонской гонке, и он получил неплохой результат, учитывая его позицию.

В Ассене он был на седьмой позиции, пока не упал. Он финишировал 11-м — не так уж плохо. Ну, а сейчас день типа сегодняшнего — это трудный день на трудном треке. Я сказал ему: видел, как ты сегодня ждал, высматривал других гонщиков. Тебе такое не нужно, ты — Тито Рабат, ты всегда все делаешь один. Тебе нужно делать это одному! И я хочу такое увидеть, хочу увидеть прогресс в тебе. Я не хочу смотреть, как ты ждешь «Ямаху» или «Дукати», потому что у тебя «Хонда». Это абсолютно другой стиль езды — это другое торможение, это другой разгон… К нашему байку это не имеет отношения, так что тебе надо прогрессировать самому, а не прогрессировать потому, что тебе кажется, что ты можешь прогрессировать с кем-то другим. Такого не будет.

Важно, чтобы он знал о чем-то таком, важно вложить в него эту силу, чтобы он почувствовал что-то типа: «Я — кое-кто, и я вообще-то парень из MotoGP!» Я ему иногда говорю: ну-ка, блин, улыбку на лицо! Хочешь вернуться обратно в Moto2? Я его перед подписанием [Алекса] Маркеса спросил: хочешь вернуться назад? А он мне сказал: «Я ни за что, никогда не вернусь». [На что я ответил] Заткнись и работай, блин! Вот так… Не начинай жаловаться на вили или что-то такое, потому что это MotoGP, у всех то же самое.

[Я сказал] В следующем году, когда ты вернешься на Заксенринг, из 100 проблем, может, 50 уйдут, но у тебя все равно будет 50, и если ты хочешь ездить быстрее, чем ты ездишь в этом году, то это — еще одна проблема, поэтому тебе надо над собой работать. Вот что иногда требуется с Тито — на него надо снова надавить, и объяснить ему, чтобы делал все по-своему, шел своим путем.

С другой стороны, иногда приходится что-то делать с Джеком. В начале прошлого года он делал по три круга, потом заезжал — три круга и заезжал. Какого хрена? Начни делать по семь-восемь кругов, входи в ритм гонки — может, это придаст тебе уверенности и ты не упадешь в гонке. Если вы привыкли гонять байк на более длинных сессиях, это гораздо сильнее упрощает жизнь, чем когда заехал-выехал-заехал-выехал.