Мэт Оксли: Кто хочет в MotoGP? Всего два миллиона долларов!

Моторный спорт «немного» дороже, чем игры с мячом или плавание, к примеру. К таланту юного гонщика в обязательном порядке должны прилагаться деньги родителей и спонсоров, и чем ближе к уровню чемпионата мира, тем больше нулей будет в требуемых суммах. Всегда есть риск не достигнуть цели и остаться без денег еще до подхода к большим чемпионатам, хотя не менее обидно и выбыть из игры, когда райдер там уже выступает, ведь процесс обучения и адаптации — это дополнительное время и деньги.

Обозреватель серии MotoGP Мэт Оксли поговорил с Джеком Миллером и Уэйном Гарднером — недавним победителем гонки в Ассене и экс-чемпионом GP500 соответственно, — о том, какой путь к Гран-При нужно пройти гонщикам и родителям, живущим вне гоночной «теплицы» Испании:

Сколько стоит попасть в гонки Гран-При? Если есть необходимость спросить, то вы, вероятно, не сможете себе такое позволить.

Полагаю, послеассенская вечеринка Джека Миллера сейчас почти закончилась и он вернулся в спортзал, где качает железо как типа-крутой-пацан. У Миллера, как и у множества других австралийцев до него, есть привычка жечь свечу с обоих концов: жестко работать и жестко играть. И вы могли заметить, что каждый раз, когда у него на работе хороший день, ему нравится благодарить своих родителей за то, что они ради него сделали.

На это есть хорошая причина: очень трудно и тяжело пробивать себе путь по длинной, ветреной и каменистой дороге, которая ведет в MotoGP, даже если вы живете в Испании или Италии. Но если вы живете не в Европе и особенно если вы с другого конца света, то это чертовски труднее и дороже.

От количества денег, потраченных семьей Миллера на то, чтобы их сын попал к подступам гонок Гран-При, слезятся глаза. То же относится к Уэйну Гарднеру, бывшему чемпиону мира GP500, который подсчитал, что на карьеры сыновей Реми и Луки он потратил 1 500 000 фунтов.

Джек Миллер с мамой Соней (2012)

Родители Миллера, Соня и Питер, не раз закладывали свой дом, чтобы профинансировать большое приключение Джека, которое началось, когда бывший дерттрекер и мотокроссмен в 2010-м приехал в Европу, после всего нескольких «домашних» гонок на Honda RS125.

«Папа построил трейлер, который как раз входил в 40-футовый морской грузовой контейнер», — вспоминает Миллер, которому тогда было 15. «Мы взяли две моих «Хонды», набор инструментов и все наши пожитки. Потом, когда попали в Европу, мы купили моторхоум и прицепили трейлер. Мы жили в кемпингах, и провели много времени, пока жили на гоночных треках — Картахена какое-то время, потом Альмерия. Один байк у нас был настроен как гоночный байк — свежие клапаны и шины, — а другой как тестовый байк, с клапанами из вторых рук и шинами. На гоночном мотоцикле я провел всего 1800 км, так что каждый день я платил 50 баксов за участие в трех-днях. Было круто просачиваться через сплошных ребят на дорожных мотоциклах! Но тот год был офигенно дорогим — дом на колесах и все остальное стоило нам 220 000 австралийских долларов минимум».

Миллеры исколесили Европу вдоль и поперек, как цыгане — прямо как их австралийские предки колесили в 1950-х, 1960-х и 1970-х. По пути между Испанией, Германией и Чешской Республикой они учились и заводили друзей на каждом шагу. Это был просто вопрос времени, когда кто-то заметит талант Миллера. Так наконец-то случилось по завершении его первого сезона в Европе, когда немецкая команда попросила его принять участие в двух последних этапах испанской серии CEV.

Джек Миллер (2012)

«Конечно, за это нам пришлось платить. В 2011-м мы остались с той же командой, что стоило нам около 70 000 евро — это участие в CEV и IDM [чемпионат Германии]. Я выиграл немецкий чемпионат и получил звонок из команды Caretta Technology — проехать несколько последних гонок в сезоне GP125. Это было где-то 7 000 евро за гонку, что охренеть как дорого для того говнобайка, на котором мы были. Нас убедили остаться с ними на следующий год — первый год Moto3. В общем, мы заключили сделку и поехали на «Хонде», но потом все остальные поменяли шасси на FTR. Команда горы нам наобещала, и мы столько заплатили, что рехнуться можно — 250 000 евро, которые были самой большой тратой денег на ветер в истории. Ради этого мои родители заложили дом, поэтому я знал, что у меня одна попытка — эта. Мотоцикл был не тем, какой мы хотели, и мой папа был готов придушить владельцев команды. Это был говенный год, и в конце 2012-го я думал, что на этом все.

Потом Дирк [Хайдофф, владелец команды RTG] предложил нам аппарат на 2013-й — немного дешевле, и «Хонда» у него была получше. Dorna и IRTA дали немного денег, так что мы заплатили около 175 000 евро. Мой папа снова заложил дом и к концу сезона у нас кончились деньги, поэтому деньги давали мои дяди и тети. Того, что мы сделали в том году, хватило на заключение сделки с КТМ, с Аки Айо — это был мой первый бесплатный аппарат!»

В 2014-м Миллер лидировал в серии Moto3, на последнем этапе ему не хватило до титула всего двух очков. Шухеи Накамото и Ливио Суппо из «Хонды» уже приметили его талант, пока он ездил на «Хонде» в 2013-м, так что в мае 2014-го с ним подписали беспрецедентную трехлетнюю сделку на MotoGP. В общем, потратив по пути миллион евро, для Осла [Jackass, как себя называет сам Джек] все обернулось хорошо. Но как насчет следующего поколения американцев и австралийцев? По мнению Миллера, как им можно проложить свою дорогу к успеху?

Реми и Уэйн Гарднеры

«Для австралийцев единственный путь, по которому можно пойти — это валить из Австралии», — он говорит. «ОК, там пытаются создать австралийский чемпионат, и правильно делают, но конкуренция там не такая, как здесь. В Австралии я выиграл на «Хонде» несколько гонок, потом мои родители сказали: «Какой смысл тут тратить деньги? Просто чтобы можно было говорить, что мы были австралийскими чемпионами, когда мы можем потратить немного больше, и стать маленькой рыбкой в большом пруду, и вообще учиться разному?»

Вот я здесь, и я знаю, как это трудно. Единственный способ — это чтобы о вас узнавали люди, и будьте готовы тратить деньги. Дело в том, что тут есть отличные ребята, вроде Марка Кина из KRP, из Англии, которого мы встретили во время переездов. Было бы гораздо проще, если бы мы познакомились с ним до того, как сюда приехали. Мы прокладывали себе свой путь, потому что никого не знали. Уэйн [Гарднер] со своими детьми поступил по-другому, потому что он подготовился».

Гарднер в 1987-м стал первым австралийцем, выигравшим титул GP500. В Европу он приехал в начале того десятилетия, когда гонки были совсем другими.

«Я купил билет на самолет и прилетел с тысячью долларов в кармане», — он говорит. «Ты прыгал на самолет, таскал с собой сумку, спал у людей на полу и ездил повсюду автостопом, чтобы встречаться с людьми; и умолял, и просил, и ползал, чтобы получить мотоцикл и показать свои способности, но те дни прошли…

С тех пор изменилось все шоу — в каком-то плане к лучшему, и в каком-то плане — не совсем к лучшему. Затраты поднялись в пять-шесть раз. Трудно искать спонсоров, которым это по плечу. Множество команд не могут найти спонсорство, поэтому они просят гонщиков привести спонсоров, или просят платить родителей. Количество денег на это просто астрономическое — мы говорим про 250 000 евро за подобие приличного аппарата Moto3 из чемпионата CEV! И даже просто подойти к этому уровню стоит чертовски много».

Несколько лет назад Гарднер осознал, что единственный способ дать Реми и Луке шанс добраться до вершины — это уехать из Австралии и разжиться домом в Испании, котле талантов современных гонок.

Уэйн и Реми Гарднеры

«Делать так, как я делал, уже нельзя», — добавляет он. «Нельзя свалиться на Европу в 18 или 19 — нужно начинать в молодом возрасте. Кейси Стоунер уехал из Австралии, потому что до 14 ему нельзя было в «кольцо». Я все это осознал, так что поехал в Европу, посмотреть, и я подумал: хоссподи, ты глянь, как они тут занимаются. Если сейчас сюда приедет австралиец, его темп будет отставать на пять или шесть секунд — Реми с этого начинал. В общем, сюда надо приезжать рано, чтобы выстроить свой темп перед тем, как дойти до момента, когда будешь готов к CEV. Думаю, с Реми у меня как раз так получилось, хотя нам надо было приехать на год или два раньше.

К счастью, Реми поработал над этим, и он сейчас ровно там, где надо, но… Иисусе, на это ушло много упорного труда и много денег, потому что эти команды приходится кормить деньгами или спонсорами, приходится закачивать деньги не переставая. Кенни [Робертс] сказал мне, что я потрачу 2 000 000 долларов. Я сказал: быть не может! Но он был прав.

Допустим, вы — восьми-девятилетний паренек из Австралии, показывающий какие-то способности. Вы уже потеряли несколько лет по сравнению с пареньками в Испании. И потом: как вы найдете денег на приезд в Европу, потому что вам придется заплатить отрывом семьи, плюс, родителям возможно придется побросать свои работы? В общем, вам надо будет все это покрыть, плюс четыре-пять лет гонок по 250 000 евро за сезон, плюс все расходы на проживание семьи — это вы пока даже не добрались до Гран-При».

В прошлом месяце Миллер выиграл свою первую гонку MotoGP, а Реми Гарднер проехал свой первый Гран-При в Moto2. Совмещенные затраты на доведение их до места, где они сейчас? Более 2 000 000 фунтов. В общем, начинайте копить…