Кейси Стоунер про Michelin, Ducati, появление Лоренсо и ход чемпионата

Портал autosport.com разместил у себя статью тест-пилота Ducati и бывшего чемпиона Гран-При Кейси Стоунером, в которой тот говорит о своей работе, внедрении новых шин и электроники, особенностях текущего сезона MotoGP, и многом другом:

Возвращение к «Дукати» в этом году — это фантастика, дополнение к отличным воспоминаниям, которые я получил от работы с людьми и маркой между 2007-м и 2010-м. «Дукати» была очень большой частью моей карьеры и жизни, включая выигрыш моего первого чемпионата MotoGP, так что пребывание здесь, в такое воодушевляющее для всех причастных время — это особое чувство.

В этом году я принял участие пока что в двух тестах, и самая большая вещь, которую я отметил, когда первый раз заполучил этот «Дукати» — это абсолютная мощь, абсолютное оружие. В Сепанге первый раз выезжаю из гаража, еду к четвертому повороту, открываюсь чуть-чуть… и он пугает меня до чертиков! Я подумал: боже, меня слишком долго не было на мотоцикле. Это было немного неожиданно. Я до сих пор по-настоящему не привык к тому, насколько эта штука убойная. Реально впечатляет, и ездить реально весело.

По сравнению с тем, когда я последний раз выступил в MotoGP, и когда был мой последний раз с «Дукати», он все равно ощущается как мотоцикл, но шины, конечно — это огромная часть, как и для других, но у них было много тестов на шинах «Мишлен» этого года, у меня же была только пара тестов. С «Мишлен» становится интереснее, и не дело только в гонках: инженерная база и все остальное заставляют людей переосмыслить то, как они ездят, переосмыслить то, как они развивают мотоцикл. Произошли изменения и мне это в определенной степени нравится. Мне нравится, что люди переосмысливают вещи, из-за которых им не очень комфортно, и c этим они до сих пор пытаются свыкнуться.

Вообще, если честно, я ждал, что изменения в шинах окажут настолько большое воздействие — то, какое мы увидели. Когда я перешел на «Бриджстоун» в 2007-м, никто не ездил на тех шинах, на которых в итоге ездил я: все работали с разными конструкциями, разными составами, и я был первым гонщиком, который выбрал очень жесткий состав более широкой конструкции — для торможения и входа в повороты так было лучше. Мы как бы изменили форму «Бриджстоун» и то направление, в котором они шли, и когда в 2009-м «Бриджстоун» стал монопоставщиком шин, в этом направлении пошли все. И так как они пошли в этом направлении, они в целом забыли, как ездить на шинах «Мишлен».

Как правило, у «Мишлен» в передней нет той же уверенности, так что приходиться с передней шиной быть повежливее. У них очень-очень хорошая задняя, для выхода и середины поворота. Я считаю, много аварий произошло из-за того, что народ делал очень большой акцент на передке. Народ уверен, что чемпионат развивался по тому пути, по которому сейчас торможение — это все. Райдеры придают торможению очень большую важность, и когда я съездил на официальные тесты в Сепанге в начале года, то думаю, что я во многом доказал: в эту эру торможения чемпионат никуда не продвинулся. Думаю, перемены тут произошли только что.

Люди отыгрывают время на торможении, но они теряют в другой части поворота, если по существу. «Мишлен» — не та шина, с которой на торможении наращивают тонны времени, но можно нарастить много времени между серединой поворота и выходом. В общем, полагаю, им просто нужно учиться под это подстраиваться, но после стольких лет на «Бриджстоун», и этого направления, такое займет много времени, наряду с новой стандартизированной электроникой.

Из того, что я ощутил по электронике на тестах, реалистично — она очень похожа на ту, с которой я последний раз выступил в 2012-м По-моему, она все равно слишком продвинутая, до сих пор остается слишком сильное вмешательство электроники, она все равно очень сложная, и я думаю, что в будущем нам надо суметь ее немного ослабить. Снова побольше вложить в руку гонщика — думаю, так было бы лучше.

В этом году гонки пока были хороши, чемпионат плотный. Была пара гонок-побегов [победителя], потому что в определенный день у людей вроде все правильно получается с «Мишлен», а другим людям трудно. Мы видели гонки, где в лидерах была куча народу, и потом были растянувшиеся гонки, со множеством аварий, где люди отваливались друг от друга — вроде того, что мы увидели в Ле-Мане. Гонщики и все команды все еще стараются найти этот баланс по шинам — они действительно могут понимать его чуть лучше.

Хорхе Лоренсо в Ле-Мане невероятно впечатлил — взял и с таким отрывом доминировал, на треке, где подобные вещи обычно не слишком часто бывают. Валентино Росси в Хересе тоже был очень-очень конкурентным. И Муджелло — то был отличный день гонок, на одной из самых образцовых трасс в мире.

Мне понравилось также то, что я в этом году увидел у райдеров «Дукати» — настолько, насколько и обеспокоил темп. Но просто все шло не совсем по-нашему, будь то маленькие ошибки, механические проблемы, которые у нас были, к сожалению. И потом Андреа Довициозо пару раз выносили, к несчастью. Это правда помешало его шансам — у него был фантастический сезон. Мне его очень-очень жаль, но в то же время здорово наблюдать, как мы могли прогрессировать. Учитывая регламент этого года, который принят против «Дукати — сейчас равенство после того, что было в прошлом году с дополнительными скидками, — мы вообще-то все равно улучшаем наши выступления после 2015-го. В общем, для нас это правда-правда большой позитив.

Мой первый тест в Сепанге был на том Ducati 2015-го, и у меня до сих пор всего один тест на 2016 Desmosedici GP — в Катаре, после гонки. За короткий период времени нам надо было чертовски много сделать, а у нас был дождь и пыльные бури. В Катаре дождь — как-то нам не повезло! Дождь шел в оба дня, но нам повезло, что была вторая часть второго дня. Мы сделали достаточно, чтобы быть на позитиве по-настоящему и удостовериться в направлении, но нам все равно хотелось бы больше полезного времени на мотоцикле.

Я думаю, что байк 16-го по сравнению с GP15 просто чуть более податливый, чуть более простой в езде и извлечении максимума. Думаю, что у 15-го осталось много потенциала, но по 16-му ощущение, что на нем просто везде немного проще, он дает больше обратной связи. И если честно, у нас не было много времени, что действительно опробовать разные настройки и на 16-м тоже, мы буквально детально сравнивали их друг с другом. Почти на каждом выезде было что-то иное, что-то новое, в попытках за очень короткое время сделать столько, сколько сможем. Это не то же самое, что получить в Катаре день — ты получаешь несколько часов вечером, и все.

Просто везде и во всем был легкий прогресс. Возможно, прирост больше одного процента. Вероятно, два процента — два или три, — но везде просто понемногу. Байк был реально-реально хорош, есть пара областей, где мы добились больших улучшений. Нам все еще нужно выяснить, как далеко мы сможем продвинуться, потому что тесты были настолько короткими, что мы не смогли по-настоящему подтвердить все так, как нам бы хотелось.

Когда в следующем сезоне Хорхе из «Ямахи» присоединится к «Дукати», ему поначалу будет очень тяжело, конечно же: он столько лет провел на «Ямахе», которая совсем-совсем другая машина, да и японские и итальянские стили [работы] все-таки очень разные, очень. Подстраивание займет немного времени, тут сомнений нет, но мы знаем Хорхе, мы просто знаем, какой он упорный. Он очень-очень умный, он разберется в вещах, и затем мы будем стараться изо всех сил работать в направлении, которое он захочет, а мы хотим получить от направления Хорхе столько, сколько сможем. Мне кажется, когда есть кто-то с его количеством опыта и его уровнем вождения, это по-настоящему поможет «Дукати» побольше извлечь из мотоцикла.

Пока он не появится, мы будем упорно работать, насколько сможем, чтобы постараться удостовериться, что мы довели байк до максимально возможного уровня. И будем наслаждаться просмотром гонок.

Даллинья и Стоунер