Поулы и победы на Гран-При Нидерландов

Нидерландский этап — стержень всего календаря MotoGP, как и этап в Италии: и та, и другая гонки приняли абсолютно все чемпионаты с 1949 года. Остальные четыре остановки первого сезона Гран-При на разных стадиях и по разным причинам выбыли из календаря. «Турист Трофи» и Гран-При Ольстера существуют до сих пор, но в статусе локальных британских соревнований. Много лет чемпионат приезжал в Бельгию, на Спа-Франкоршам, но после 1990-го не приезжает. И, наконец, этап в Швейцарии тоже исчез из чемпионата Гран-При в силу решения покончить с гонками после массовой гибели зрителей из-за инцидента в 1955 году на «24 часах Ле-Мана».

С 1949-го по 1954-й этап в Нидерландах проводился на дорогах общего пользования, на маршруте длиной 16,5 километров под названием Кольцо ван Дренте. В 55-м был построен стационарный трек протяженностью 7,7 километров. В таком он виде он использовался по 1983 год. Когда в 2006-м гонщики MotoGP критически оценили новый укороченный вариант, в котором Северная петля была ликвидирована под трибуны и парковку, это было не первое «покушение» на классический Ассен. На самом деле, тот шестикилометровый вариант, который последний раз видели гонщики в 2005-м, уже был урезанной версией трека, существовавшего до 1984-го. Причем интересно, что в тот раз перестройка тоже затронула северный сектор кольца — тот был подрезан практически на полтора километра. В общем, большая Северная петля в 84-м превратилась в малую, а в 2006-м ее не стало совсем. С другой стороны, именно тогда перед стартовой прямой была добавлена известная шикана, которая существует до сих пор.

Вообще, Assen TT Circuit — это почти что живой организм, который довольно регулярно изменяется: существенные модернизации 1984 и 2006 годов не были единственными. Конфигурацию отдельных поворотов и участков с 1955 года успели поменять добрый десяток раз.

В истории нидерландского Гран-При выделяются несколько фигур, которые в свое время годами были главными претендентами на победу в Ассене. В 50-х таких человека было два: Джефф Дюк и Джон Сертиз. Четыре победы Дюка — это три победы на старом шоссейном Ассене и одна — на новом, кольцевом, который ввели в строй в 1955-м, причем в статистике англичанина есть оба золота на «стыке» двух вариантов. Джон Сертиз в 1956 — 1959 годах выиграл четыре этапа подряд.

Хэйлвуд и Редман (Ассен, 1966)

Новыми героями Ассена в 60-х стали Майк Хэйлвуд и, немного позднее, Джакомо Агостини. Оба легендарных гонщика выиграли 10 гонок на двоих (четыре и шесть соответственно), восемь из которых обогатили статистику MV Agusta (вдобавок к четверке Сертиза). Агостини в 1972-м победил на Гран-При Нидерландов в пятый раз и стал самым успешным человеком на данном треке, хотя итальянец на этом не остановился и в 74-м — уже на «Ямахе», — взял шестой золотой кубок.

В середине 70-х все заметнее доминировать стали японские производители, и длинная серия MV Agusta закончилась, а вместе с ней — успехи европейских марок вообще. Итоги за четверть века соревнований в классе GP500 были следующими: за 1949 — 1973 годы «Агуста» взяла 15 побед, «Джилера» взяла семь побед, «Хонда» — две, и «Нортон» — одну.

После Джакомо, во второй половине 70-х и 80-х целиком, у Ассена долго не было «хозяина» — даже лучшие пилоты GP500 за свою карьеру побеждали там по разу-другому. Кевин Шванц стал первым гонщиком за полтора десятилетия, который выиграл Гран-При Нидерландов трижды, так что это кольцо в 90-х уже довольно прочно ассоциировались с именем американца.

Мамола и Лоусон (Ассен, 1984)

Тем не менее, лучшим райдером 90-х (Ассена и вообще десятилетия) был никто иной, как Мик Дуэн, пятикратный чемпион мира. Столько же у австралийца и побед — пять. Следующим и пока последним большим специалистом по трассе стал Валентино Росси, который в прошлом году побил абсолютный рекорд Агостини, выиграв уже седьмую гонку. Из действующих пилотов MotoGP в Нидерландах побеждали только Хорхе Лоренсо и Марк Маркес, но всего по разу.

Победы GP500 в постагустовскую эпоху (1974 — 2001) по маркам распределились так: семь у «Ямахи», девять у «Сузуки» и 12 — у «Хонды». В эру MotoGP многое изменилось: Suzuki уже не было в списке победителей, поэтому почти все поделили между собой Honda и Yamaha — пять и семь соответственно, плюс одна победа у Ducati. Сете Жибернау, выиграв заезд 2003 года, помог Honda перебить старое достижение MV Agusta (15), и сейчас 19 побед японской марки в премьер-классе — это рекорд для Ассена.

Если смотреть на поулы, то за все десятилетия выделяются такие пилоты, как Мик Дуэн (4) и Валентино Росси (5). Таким образом, Доктор держит в Ассене два рекорда результативности — и по победам, и по поулам. Из пилотов-современников Росси в этом плане также был хорош Лорис Капиросси (3).

Кевин Шванц (Ассен, 1991)

Дуэли в Ассене нередко идут до самого конца, до последнего поворота и последних метров — история трека богата подобными исходами. Эмоциональную победу на этапе 1975 года вырвал себе Барри Шин, пройдя в последнем повороте Джакомо Агостини (тогда на треке не было шиканы перед финишем, и выход на прямую был ходовым), опередив соперника всего на полкорпуса. Англичанин добился первого успеха в GP500, и сделал это всего через четыре месяца после серьезной травмы на гонке в Дайтоне.

Горячий венесуэльский парень Джонни Чекотто в 78-м выиграл напряженную дуэль с Кенни Робертсом, который шел на свой первый титул. Временной зазор между двумя «Ямахами» составил 0,1 секунду.

Кенни Робертс долго не мог раскусить Ассен, хотя победа все время была где-то неподалеку. Время трехкратного чемпиона облиться в Нидерландах победным шампанским настало в его последний сезон GP500 в 1983 году, когда он с отрывом в 0,19 секунды побил Такадзуми Катаяму.

На этапе 84-го между Рэнди Мамолой и Раймоном Роше схватка также шла до самого финала. Мамола на Honda NS500 обыграл Роше на таком же мотоцикле с преимуществом в 0,28 секунды.

Дождь добавил драмы в заезд 1987 года, который был проведен в два этапа. Хотя победителем по наименьшей сумме двух отрезков был объявлен Эдди Лоусон, Рэнди Мамола во втором отрезке под сильным дождем на последнем круге засыпал земляка градом атак и в последней шикане обошел его. Тем не менее, Мамола по совмещенным результатам стал третьим, за Уэйном Гарднером.

Дуэн, Кривье и Баррос (Ассен, 1996)

Настоящим мастером Ассена был Кевин Шванц, трижды выигравший нидерландский этап. Его дуэль с Уэйном Рейни в 1991 году — настоящая классика MotoGP: Рейни на относительно безопасном расстоянии от Шванца подъехал к последней шикане, но неаккуратно прошел ее и съехал на траву, потеряв скорость. Кевин не упустил свой шанс и прямо перед финишной чертой обошел соперника.

В следующем году было не менее жарко, причем с участием совсем других действующих лиц. Такие гранды чемпионата, как Уэйн Рейни и Мик Дуэн, оказались травмированы, а Кевин Шванц и Эдди Лоусон столкнулись друг с другом и вылетели. Свою первую победу взял Алекс Кривье на сателлитной Honda, выдержав атаки Джона Косински на Yamaha и Алекса Барроса на Cagiva. Три пилота поместились в 0,8 секунды.

Кривье снова оказался в гуще событий, когда шел спор за победу в Ассене-1995. Победителем из очередной напряженной схватки вышел Мик Дуэн, оставив Кривье на втором, а Альберто Пуча — третьем месте. На входе в последнюю шикану Алекс атаковал Мика, но перетормозить напарника он все-таки не смог. Испанец отстал всего на 0,1 секунды.

В сезоне 2001 нидерландский трек стал местом одной из разборок Валентино Росси и Макса Бьяджи. Итальянцы бились до конца, но оборона Бьяджи оказалась надежнее атак Росси — так Пират стал последним победителем Ассена в GP500. Разрыв на финише — 0,126 секунды.

Другая известная гонка состоялась в 2004 году — спор между Сете Жибернау и Валентино Росси. Испанец с самого начала взял заезд под контроль и первым пересек старт последнего круга, на котором был оттеснен с лидирующей позиции Валентино Росси. И вновь скромная разница по времени между победителем и претендентом — 0,456 секунды.

Кейси Стоунер (Ассен, 2012)

Довольно курьезный финиш был на этапе 2006 года, в битве Ники Хэйдена и Колина Эдвардса. Оба американца ошиблись при прохождении последней шиканы: Хэйден срезал ее по гравию, а Эдвардс заехал на траву, упав с мотоцикла после слишком резкого добавления газа. Для Ники этого было достаточно, чтобы выиграть.

После 2006 года в Ассене долго не было действительно острых битв, пока не пришел черед 2015-го. Как и много раз до этого, исход гонки решился в последней шикане: атака Марка Маркеса по внутренней траектории привела к небольшому касанию с Валентино Росси, который не смог вписаться в поворот и срезал шикану по гравию, первым проехав под клетчатым флагом. Маркес добрался до финиша спустя 1,2 секунды.

Первый раз на Гран-При Нидерландов, класс GP500:

— Гран-При Гэри Хокинга (1958)
— Гран-При Джима Редмана (1959)
— подиум Фила Рида (1962)
— Гран-При Suzuki (в виде Seeley-Suzuki, 1970)
— поул и победа Барри Шина (1975)
— Гран-При Рэнди Мамолы (1979)
— Гран-При Уэйна Гарднера (1983)
— Гран-При Кевина Шванца (1986)
— победа Алекса Кривье (1992)
— поул Cagiva (1992)
— подиум Алекса Барроса (1992)
— поул Алекса Кривье (1995)
— подиум Aprilia (1997)
— поул Лориса Капиросси (2000)
— поул Кэла Крачлоу (2013)
— поул Алейша Эспаргаро (2014)

Последний раз на Гран-При Нидерландов, класс GP500:

— победа Gilera (1963)
— победа Джима Редмана (1966)
— победа Джонни Чекотто (1978)
— поул Криса Вермюлена (2007)
— Гран-При Марко Меландри (2015)

Единственный раз на Гран-При Нидерландов, класс GP500:

— поул Джона Хопкинса (2006)
— победа Бэна Списа (2011)

Гран-При Нидерландов MotoGP 2013

Эра GP500

Год Поул Лучший круг Победа
Кольцо ван Дренте
1949 Н. Пагани Н. Пагани
1950 К. Бандирола У. Мазетти
1951 У. Мазетти Д. Дюк
1952 У. Мазетти У. Мазетти
1953 Р. Эмм Д. Дюк
1954 Д. Дюк Д. Дюк
ТТ Ассен
1955 Д. Дюк Д. Дюк
1956 Д. Сертиз Д. Сертиз
1957 Б. Макинтайр Д. Сертиз
1958 Д. Сертиз Д. Сертиз
1959 Д. Сертиз Д. Сертиз
1960 Р. Вентури Р. Вентури
1961 Г. Хокинг Г. Хокинг
1962 М. Хэйлвуд М. Хэйлвуд
1963 Д. Хартл Д. Хартл
1964 М. Хэйлвуд М. Хэйлвуд
1965 М. Хэйлвуд М. Хэйлвуд
1966 М. Хэйлвуд Д. Редман
1967 М. Хэйлвуд М. Хэйлвуд
1968 Д. Агостини Д. Агостини
1969 Д. Агостини Д. Агостини
1970 Д. Агостини Д. Агостини
1971 Д. Агостини Д. Агостини
1972 Д. Агостини Д. Агостини
1973 Ф. Рид Д. Агостини Ф. Рид
1974 Т. Лансивуори Д. Агостини Д. Агостини
1975  Б. Шин Б. Шин Б. Шин*
1976  Б. Шин Б. Шин Б. Шин*
 1977 Б. Шин Б. Шин В. Хартог
1978  Д. Чекотто К. Робертс Д. Чекотто
 1979 К. Робертс  В. Феррари В. Феррари
 1980 Д. Мидлбург Р. Мамола  Д. Мидлбург
 1981 М. Лучинелли К. Бэллингтон М. Лучинелли
 1982  К. Робертс Ф. Спенсер Ф. Унчини
 1983  К. Робертс К. Робертс К. Робертс*
1984  Э. Лоусон  Э. Лоусон Р. Мамола
1985  Ф. Спенсер У. Гарднер Р. Мамола
1986  Э. Лоусон У. Гарднер У. Гарднер
1987 У. Гарднер Э. Лоусон Э. Лоусон
1988 К. Саррон У. Гарднер У. Гарднер
1989 К. Шванц К. Шванц У. Рейни
1990 К. Шванц К. Шванц К. Шванц*
1991 К. Шванц К. Шванц К. Шванц*
1992 Э. Лоусон Х. Гаррига А. Кривье
1993 М. Дуэн А. Баррос К. Шванц
1994 М. Дуэн М. Дуэн М. Дуэн*
1995 А. Кривье А. Кривье М. Дуэн
1996 А. Кривье М. Дуэн М. Дуэн
1997 М. Дуэн К. Чека М. Дуэн
1998 М. Дуэн М. Дуэн М. Дуэн*
1999 Т. Окада Т. Окада Т. Окада*
2000 Л. Капиросси М. Бьяджи А. Баррос
2001 Л. Капиросси В. Росси М. Бьяджи

Эра MotoGP

Год Поул Лучший круг Победа
2002 2:01.691 (В. Росси) 2:00.973 (В. Росси) В. Росси*
2003 1:59.770 (Л. Капиросси) 2:11.805 (С. Жибернау) С. Жибернау
2004 1:58.758 (В. Росси) 1:59.472 (В. Росси) В. Росси*
2005 1:58.936 (В. Росси) 2:00.991 (В. Росси) В. Росси*
2006 1:36.411 (Д. Хопкинс) 1:37.106 (Н. Хэйден) Н. Хэйден
2007 1:48.555 (К. Вермюлен) 1:37.433 (В. Росси) В. Росси
2008 1:35.520 (К. Стоунер) 1:36.738 (К. Стоунер) К. Стоунер*
2009 1:36.025 (В. Росси) 1:36.558 (В. Росси) В. Росси*
2010 1:34.515 (Х. Лоренсо) 1:34.525 (Д. Педроса) Х. Лоренсо
2011 1:34.718 (М. Симончелли) 1:35.240 (Б. Спис) Б. Спис
2012 1:33.713 (К. Стоунер) 1:34.548 (Д. Педроса) К. Стоунер
2013 1:34.398 (К. Крачлоу) 1:34.894 (В. Росси) В. Росси
2014 1:38.789 (А. Эспаргаро) 1:34.575 (М. Маркес) М. Маркес
2015 1:32.627 (В. Росси) 1:33.617 (М. Маркес) В. Росси

*хет-трик

Джакомо Агостини (Ассен, 1974)