Статистика: поулы и победы на Гран-При Каталонии

В 1996 году Гран-При Каталонии в календаре чемпионата заняло место Гран-При Европы, хотя кроме смены названия ничего не изменилось: европейский этап на тот момент и так несколько лет проходил на гоночной трассе муниципалитета Монмело, в нескольких километрах от Барселоны. Сам трек неизменно является частью чемпионата с 1992 года, дважды (в 95-м и 96-м) принимал финал сезона.

Барселонскую трассу в календаре выделяет то, что на ней практически невозможно доминировать по-настоящему. Ключ к трассе может подобрать довольно широкий круг пилотов, причем не обязательно самых сильных. Конечно, если речь идет о победах, то они постоянно достаются одним и тем же, но записать себе поул или лучший круг может кто-то еще. Универсальный характер трека объясняет частые разборки за победы на последних кругах, а так же то обстоятельство, что за 24 года проведения этапа MotoGP было только два случая, когда победы становились частью хет-триков, причем и тот, и другой пришлись на эпоху «пятисоток» (Дуэн в 97-м и Росси в 2001-м). В эре MotoGP еще никому не удавалось собрать комбинацию поула, лучшего круга и победы.

Чемпион Гран-При Уэйн Рейни до своей тяжелой травмы в 93-м успел выиграть две каталонских гонки из двух, оба раза оттеснив на второе место Мика Дуэна. Надо сказать, что пятикратному чемпиону Барселона-Каталунья далась совсем не сразу, он не раз проигрывал более слабым соперникам, но с шестой попытки Дуэн все-таки раскусил трассу и победил в 1997-м. К этой победе через год добавилась еще одна, хотя при неоднозначных обстоятельствах: Мик финишировал первым после того, как лидеру гонки Максу Бьяджи показали черный флаг за игнорирование штрафа в виде проезда по пит-лейну. В 99-м дирекция гонок MotoGP согласилась с тем, что итальянца в той гонке дисквалифицировать не стоило.

Алекс Кривье победил на Гран-При Каталонии 1999

Самая первая гонка в 1992 году уже завершилась самой плотной победой в истории Гран-При Каталонии, и одной из самых плотных в истории всего чемпионата. Рейни за два круга до конца удачно атаковал лидера Дуэна и не дал ему возможности отыграться, притом что их разделили микроскопические 0,057 секунды.

Напарник Мика по Repsol Honda Алекс Кривье в 95-м тоже одержал близкую победу, одолев другого «хондовода» Шиничи Ито с разрывом в 0,160 секунды. Заезды 1996 и 1997 годов также были довольно плотными, причем главными действующими лицами выступили те же два гонщика. Сначала (в 96-м) триумфатором стал Карлос Чека, на пути к своей первой победе опередив Дуэна на полсекунды. Через год получилось наоборот — уже Дуэн обставил соперника на те же полсекунды.

Очередь еще одного напряженного заезда настала в сезоне 1999: Алекс Кривье во второй раз после 95-го привел в экстаз своих испанских фанатов, на последнем круге обойдя напарника и одновременно соперника Тадаюки Окаду с разрывом в 0,061 секунды.

Росси, Капиросси, Жибернау (Каталония, 2003)

Исход гонки 2004 года тоже решался на последних минутах — тогда Валентино Росси захватил лидерство, на что преследователь Сете Жибернау не сумел дать ответ. Итог — 0,159 секунды между двумя мотоциклами.

Еще одним автором близкой победы в 2007 году был Кейси Стоунер. Он принес Ducati вторую победу на этом треке, выиграв трехстороннюю схватку с Валентино Росси и Дани Педросой. Доктор отстал от Кейси на 0,069 секунды.

Конечно, одна из главных барселонских дуэлей относится к 2009 году, в ходе которой грамотная атака в финальном повороте на Хорхе Лоренсо принесла еще одну победу Валентино Росси. Напарников по Yamaha разделили 0,095 секунды.

Маркес и Лоренсо (Каталония, 2015)

После битвы 2009 года на этапе в Каталонии в плане схваток за золото долго не происходило ничего особенного. Дух старых гонок можно было снова ощущить в 2014-м: по ходу той гонки сразу три пилота претендовали на победу. В итоге победил Марк Маркес, которому пришлось выдержать оппозицию Дани Педросы и Валентино Росси. На финиш Марк приехал на полсекунды раньше Валентино.

Шесть побед Доктора — рекордный показатель для трассы Барселона-Каталунья. Кроме того, итальянец вместе со своим бывшим наставником Миком Дуэном делит первое место по числу поулов — у обоих по четыре.

Победы в первых 10 гонках, которые пришлись на время двухтактного регламента, распределились так: шесть у Honda, три у Yamaha и одна у Suzuki. В эре MotoGP соотношение поменялось в пользу Yamaha, чьи райдеры с 2002 года завоевали восемь золотых наград из 14 возможных. Четыре победы отошли Honda, и еще две — Ducati.

Некоторые события на Гран-При Европы и Гран-При Каталонии:

Первый раз:

— подиум Лориса Капиросси (1995)
— победа Карлоса Чека (1996)
— победа Ducati (2003)
— подиум Марко Меландри (2004)

Последний:

— закрытие сезона (1995, 1996)
— поул Луки Кадалоры (1995)
— Гран-При Кенни Робертса-младшего (2007)

Эра GP500

Год Поул Лучший круг Победа
1992** М. Дуэн М. Дуэн У. Рейни
1993** М. Дуэн У. Рейни У. Рейни
1994** Л. Кадалора М. Дуэн Л. Кадалора
1995** Л. Кадалора К. Чека А. Кривье
1996 М. Дуэн К. Чека К. Чека
1997 М. Дуэн М. Дуэн М. Дуэн*
1998 А. Кривье А. Баррос М. Дуэн
1999 Ю. ван дер Гурберг С. Жибернау А. Кривье
2000 А. Баррос А. Баррос К. Робертс
2001 В. Росси В. Росси В. Росси*

Эра MotoGP

Год Поул Лучший круг Победа
2002 1:44.523 (М. Бьяджи) 1:45.594 (В. Росси) В. Росси
2003 1:43.927 (В. Росси) 1:45.472 (В. Росси) Л. Капиросси
2004 1:42.596 (С. Жибернау) 1:44.641 (С. Жибернау) В. Росси
2005 1:42.337 (С. Жибернау) 1:43.195 (В. Росси) В. Росси
2006 1:41.855 (В. Росси) 1:43.048 (Н. Хэйден) В. Росси
2007 1:41.840 (В. Росси) 1:43.242 (Д. Хопкинс)  К. Стоунер
2008 1:41.186 (К. Стоунер) 1:42.358 (Д. Педроса) Д. Педроса
2009 1:41.974 (Х. Лоренсо) 1:42.858  (К. Стоунер) В. Росси
2010 1:42.046 (Х. Лоренсо) 1:43.154 (А. Довициозо) Х. Лоренсо
2011 1:42.413 (М. Симончелли) 1:43.084  (К. Стоунер)  К. Стоунер
2012 1:41.295  (К. Стоунер) 1:42.642 (Х. Лоренсо) Х. Лоренсо
2013 1:40.893 (Д. Педроса) 1:42.552 (М. Маркес) Х. Лоренсо
2014 1:40.985 (Д. Педроса) 1:42.182 (М. Маркес) М. Маркес
2015 1:40.546 (А. Эспаргаро) 1:42.219 (М. Маркес) Х. Лоренсо

* хет-трик
** Гран-При Европы

Валентино Росси и Хорхе Лоренсо на Гран-При Каталонии в 2009 году