Лоренсо + Ducati = уважение? Ни за что и никогда!

Хочется высказать пару мыслей по теме возможного перехода Хорхе Лоренсо в Ducati. Или, если точнее, о том, что этот переходит изменит и что этим переходом будет доказано. Сразу скажу: ничего не изменит и ничего не докажет, если рассматривать этот вопрос в том ключе, в котором некоторые люди его рассматривают.

На днях попалась на глаза небольшая заметка обозревателя MotoGP Мануэля Печино о том, почему Хорхе надо решиться на «Дукати». Причины вот такие:

1) новый вызов (титулы надоедают, если они за одну и ту же команду);
2) заслужить уважение от тех, кто не уважает (новые фанаты, удар по скептикам);
3) вступление в клуб избранных (победы на нескольких марках мотоциклов);
4) утереть нос Росси (уйти из Yamaha и победить на Ducati);
5) деньги.

Мне лично не нравится ни один из этих пунктов. Могу понять денежный вопрос, но все остальное, по-моему, бессмысленно. Бессмысленно не вообще, а конкретно для него.

Когда люди выбирают, за кого болеть, они отталкиваются все-таки от личных симпатий. Конечно, есть и такие, кто смотрит на количество побед и титулов, и у такой категории фанатов есть собственное название, но не думаю, что там все так однозначно: все-таки симпатии к титулам вполне могут перерасти в уважение к самому человеку. Но есть ощущение, что эмоции первичны, а не статистика.

Недавно в интервью Валентино Росси объяснил, почему ему интересен Айртон Сенна и когда он начал за него болеть. Что же сказал Доктор? Сенна приглянулся ему тем, что был суперталантливым гонщиком, который разгонял до серьезных скоростей даже плохие машины? Или его привлек тот знаменитый квалификационный круг в Монако, когда бразилец пилотировал так, как будто вышел в другое измерение? Или все-таки его навыки езды в дождь? Ни то, ни другое и не третье. Росси стал болеть за Сенну из-за инцидента на Сузуке, в котором Айртон добыл свой второй титул за счет аварии с Простом. Тут важен не сам факт маневра, а то, что маневр просто понравился Валентино. «Сенна показал яйца», вот и все. Надо обратить внимание на такой момент: до 1990 года Айртон уже был чемпионом Формулы-1, все знали о его принципиальной борьбе с Аленом, о его пилотаже… да вообще Сенна на момент инцидента несколько лет как зарекомендовал себя первоклассным пилотом. Но потребовался случай, чтобы привлечь внимание Росси, и этот случай никак не связан с титулами, победами или статистикой в целом. Не случись той аварии, и может, говорить было бы не о чем. Вале не рассуждал в ключе «не буду болеть за Айртона, пока он не станет двухкратным чемпионом», или «не буду болеть, пока он не защитит титул».

Пример с Сенной и его тифози Росси удобен для того, что перейти к Лоренсо. Я думаю, что когда мы говорим про боление, уважение к спортсмену, мы говорим о нашем личном отношении к этому человеку, которое не измеряется достижениями или его командами. И это личное отношение, в целом, слабо привязано к его текущим результатам. И если есть симпатия, то она предполагает какую-то лояльность к спортсмену в плане отношения к количеству и качеству его достижений, а также его словам и поступкам — это когда мы сохраняем уважение, несмотря на длинную полосу неудач, конфликты, непонятные поступки и так далее. И даже если спортсмен делает что-то совсем из ряда вон, то мы из того же самого уважения не перепрыгиваем в другие ботинки и не начинаем ругать того, кому вчера симпатизировали.

Если этой симпатии нет, то она вряд ли появится, до какой вершины бы гонщик не добрался.

Yamaha YZR-M1 2016

Тезис, что топовому пилоту для подтверждения своего класса надо побеждать на разных машинах разных команд, вроде бы верен, но он не полный. В истории чемпионата было несколько больших чемпионов, которые не меняли «прописку». По разным причинам: не было интересных предложений (Кевин Шванц), не успели (Уэйн Рейни), не видели смысла (Мик Дуэн)… да и просто сама лояльность марке, в конце концов (Кенни Робертс и Уэйн Гарднер). Алекс Кривье не входил в суперэлиту MotoGP, и все-таки он тоже честно трубил в «Хонде» 10 лет, пока не стал чемпионом и пока не ушел по состоянию здоровья.

Чувствуете, как много «халявщиков»? Причем среди главных легенд MotoGP. Хорхе будет далеко не первым чемпионом, который может провести всю карьеру в одной марке, и если человек желает представить этот аспект как недостаток, то он встает на тупиковый путь при обсуждении вопроса. Значит ли это, что данные персонажи ушли из MotoGP, никому и ничего не доказав? Вопрос получается риторический. Если добавить в список Лоренсо, то получаем 16 «одномарочных» титулов. В общем, в таком контексте говорить о достижениях Хорхе и не брать аналогичные истории еще пяти больших чемпионов — это как-то странно. Смена команды — это смелый поступок, но очень и очень сомнительно, чтобы отсутствие такого поступка говорило о несмелости.

Тут еще вот что интересно, если вернуться к «Дукати». Переход в эту команду — это не последний пункт в списке тех, кто ставит под сомнение класс Хорхе. Наоборот, это самое начало, причем с резервом в виде ревизии тех пунктов, которые вроде бы уже были закрыты, наподобие справедливости предыдущих побед и подобного. Это как история Стоунера в «Дукати» и «Хонде». Были люди, которых результативность в Repsol Honda убедила в его качестве как райдера, и даже одиозный Карло Пернат — человек, очень симпатизирующий Вале, — в своей колонке на gpone.com признал, что зря он считал австралийца гонщиком одного мотоцикла. Но были и те, кто остались при своем. Кого вы собрались обмануть этими двумя титулами на двух лучших мотоциклах? Доказательств класса они так и не увидели, а кто увидел, все равно симпатизировать не стал.

Чувствуете, да? Обсуждение Лоренсо в этом ключе дает второй стороне такое число «аргументов», по которым спорить о показателях гонщика можно до бесконечности. Представим, что два человека решили поспорить, круглая Земля или плоская. Один из них считает, что круглая, потому что с этим вопросом люди полтысячи лет назад как-то определились и тут не о чем спорить. Другой парирует: а вы сами-то как поняли, что круглая? Я вот хожу туда-сюда и не замечаю, что круглая. Вижу своими глазами прямой горизонт, и если корабль плывет и скрывается за ним, то это потому, что он доплыл до края Земли и упал. Такого человека можно убедить, наверное, только если запустить его на орбиту, но у него и там что-то вызовет подозрения. Есть точка зрения, которой хочется держаться до конца, а граница ее «разоблачения» будет постоянно отодвигаться. Бессмысленная трата времени.

Росси и Лоренцо

То же самое и с «экзаменом» Лоренсо, который он должен сдать, чтобы набрать какой-то авторитет. Принцип тот же: экзамен он никогда не сдаст. Перешел в «Дукати»? Хорошо, но надо и побеждать. Побеждает? Надо титул взять. Взял? Надо защитить. Защитил? Надо два раза защитить, или вообще сразу пять удачных защит провести, как у Росси, иначе не в счет. Неужели получилось? Нет, не считается: Росси защитил в «Ямахе» титул, который взял в «Хонде — это же круче! Надо опять менять марку, потому что люди по-прежнему не признают Хорхе. Что бы еще такого придумать? Уже ничего: вы не забывайте, что Вале вообще-то последний чемпион GP500, а это как бы достижение на века, в отличие от. И помнить его будут, в отличие от. И давайте поговорим потом, когда он в 36 лет поборется за титул. А не поборется, то и говорить не о чем. О людях вроде Агостини, Хэйлвуда, Дуэна, Рейни и всех остальных можно уже не вспоминать — он в 36 тоже не боролись. Более того, в этих годах они уже не выступали в GP.

И даже если Лоренсо выполнит большую часть этих условий, всегда остается вариант поковыряться. Что будет, если Лоренсо станет чемпионом «Дукати»? Ничего особенного, ведь он пришел на мотоцикл, который уже был хорош, поэтому не сравнивайте его с тем барахлом, которое пять лет назад подсунули Росси. На этом байке и сам Стоунер ничего бы не добился, а вы чего хотели? И да — не забудем, с каким душком его титул 2015 года. И про душок 2010-го обратно не забудем, ведь Вале сломал ногу. Не в счет же? И подковырнем титул 2012-го — Лоренсо просто воспользовался тем, что ничего себе не поломал и ездил на (опять!) хорошем мотоцикле. А против Педросы любой бы выиграл чемпионат.

Спортсмены сначала что-то доказывают самим себе, и потом (в смысле приоритетности, а не времени) — людям вокруг себя. Сейчас говорить о недостатке достижений у Хорхе как-то неуместно, если это — серьезный разговор. Три титула в MotoGP с куста не сваливаются. Хотя даже один не сваливается, и не только в MotoGP. Если какие-то люди ждут каких-то «путевых» отметок в его статистике, чтобы начать болеть, то не надо ждать — можно начинать болеть уже сейчас. В Катаре он получил 62 поул в карьере и стал самым успешным квалифайером в истории Гран-При. В Валенсии прошлого года он поставил абсолютный рекорд по кругам лидирования за сезон — 274, в которые входит 100% лидирование во всех семи победных этапах сезона. Пусть кто-то скажет, что это были 274 самых скучных круга в чемпионате… Может, так и есть, но эмоциональная оценка — это такая штука, которую трудно анализировать объективно, а статистика в эмоциях не нуждается. У Лоренсо не очень много абсолютных достижений в MotoGP — у того же Росси их больше на порядок, но давайте признаем: лучший квалифайер в истории Гран-При, обладатель рекордного количества очков за сезон (383 в 2010-м), обладатель рекорда по кругам лидирования за сезон и «просто» трехкратный чемпион — это… ну, это как Альпы, скажем — вам не обязательно лезть на гору, чтобы удостовериться в ее размерах. И даже необязательно сравнивать их с Гималаями — размеры от этого все равно не увеличатся и не уменьшатся.

Хорхе Лоренцо. Гран-При Чехии, MotoGP 2015

Короче, некорректно говорить о том, что Лоренсо для подтверждения класса не хватает достижений. Хватает. Другой вопрос, кто эти достижения оценивает. Наверное, среди фанатов MotoGP и просто посторонних людей есть какой-то процент, который сейчас за него не болеет, а потом начнет. Эту ситуацию я, в целом, обговорил выше: не надо ждать столба с километровой отметкой — можно начинать сейчас, ведь достижений меньше не станет, а характер останется прежним. Речь больше про других людей, которые как будто предлагают торг: ты нам вот столько, а мы подумаем, убедил ли ты или нет. Честно говоря, напоминает политику, когда одним странам выдвигают условия, по которым с ними станут дружить. Сторона, которой предлагают, работает не на равных условиях, а за обещание, что большие господа-товарищи там, за речкой, так уж и быть, подумают, стоит ли отвлекаться.

Но применимо к MotoGP, Хорхе Лоренсо — это не какой-то Люксембург. Есть мнение, что он как человек не вызывает массовой симпатии, но как точно это измерить? Я возьму самое простое: число подписчиков на Фэйсбуке: 4 174 000. У Валентино Росси 12 265 000, у Марка Маркеса — 3 549 000, у Дани Педросы — 1 101 000, у Кейси Стоунера — 571 000. Возможно, тут надо скорее говорить о проявлении этой симпатии, об активности фанатов, об уровне обсуждаемости в соцсетях, но все это надо измерять по-другому и вообще это другая тема.

Как видно, один Вале имеет столько фанатов, сколько не имеют все звезды современного MotoGP вместе взятые. Трудно не учитывать этот аспект, когда поднимаются вопросы о неубедительности #99 как спортсмена. Я говорю о том, кто формирует информационной фон в чемпионате — не на «трибунном» уровне конечно, а на нашем, бытовом — стихийно, но совсем не массово, потому что адекватных людей все равно большинство, в чьем бы лагере они не были. Мне на глаза (да и всем, наверное, кто читает иностранные СМИ) постоянно попадаются статьи и заметки разных аналитиков или самих спортсменов, и там с вопросом отношения к Лоренсо все в порядке, в общем-то: личные антипатии так себе основа для объективного мнения.

Другое дело — общение простых людей с простыми людьми. Короче говоря, тезис про неубедительность качества топового гонщика задается не сам по себе, он задается небольшой частью людей, которые, скорее всего, болеют за кого-то конкретного. Я не уверен, что прав до конца, потому что не знаю, сколько среди них фанатов Росси и, например, абсолютно нейтральных людей. Просто мне видится такая картина, грубо говоря: фан-клуб одного райдера требует «проверки качества» от фан-клуба другого райдера, а в виде мер реагирования грозится не проявить уважение к этому самому гонщику, никогда не признать его достижения. Хорошо, мнение озвучено, но какое это отношение имеет к объективности? Я хочу обратиться к таким людям: дамы и господа, обсуждая блеклость достижений Лоренсо, не берите на себя слишком много [добрый смайл].

Вот такая запутаная система «заслужи уважение в MotoGP». В ней мало смысла, потому что, опять же, первичны личные симпатии, а не рекорды со статистикой. Когда я читаю на наших и иностранных форумах фразы вроде «… тогда посмотрим, чего стоит Лоренсо», это удивляет. По-моему, все это какой-то натуральный самообман. Насильно же мил не будешь? Так и здесь: сколько бы титулов испанец не выиграл, в эдакое вооброжаемое горло скептика не пролезет и одного. В том же горле застряли и чемпионат 2006 года Хэйдена, и чемпионат 2007 года Стоунера, и чемпионат 2015 года Лоренсо. Заталкивать туда еще один титул — это жестоко и бессмысленно.

Было бы правильно все прожевать и не издеваться над пищеварением, но иногда несварение как будто становится самоцелью. Видимо, ощущать бурление в животе от сезона 2015 года кому-то настолько неприятно, что это даже… приятно. Что ж, эффект будет длительный, можно порадоваться за людей: нашли хорошее в плохом.

Так что никакого Ducati, Хорхе. Пожалуйста.