Кевин Шванц оценивает подготовку команд MotoGP к новому чемпионату

Из всех успешных мотогонщиков прошлого Кевина Шванца можно назвать главным экспертом по MotoGP, так как он готов относительно регулярно и при этом подробно разбирать разные события и расстановку сил в чемпионате. Каким видится экс-чемпиону GP500 уровень райдеров и команд на пороге старта сезона — в разговоре с motorsport.com.

Вы воодушевлены грядущим сезоном или волнуетесь, что Хорхе Лоренсо приберет его себе?

Ага, жду, как и всегда, но с Хорхе пока ощущение, что он разобрался в новых «Мишлен» лучше всех. Думаю, что Данило Петруччи будет силен, и Скотт Реддинг удивлял на большинстве тестов. В общем думаю, что пока идут притязания на подиум, мы увидим группу гонщиков, которых так высоко мы еще не видели. Но это — только в нормальных условиях, в неблагоприятных — кто угодно. Мокрые тесты на Филлип-Айленде прошли довольно неубедительно, потому что мы так и не поняли, насколько было мокро и насколько жестко гоняли люди.

По-вашему, где то, что дает Лоренсо существенное преимущество?

Насколько я понимаю, Лоренсо любит шины с сильным боковым держаком, и когда «Бриджстоун» ввел усредненную шину, она везде была достойной, но не везде была отличной. Росси переигрывал его в девяти случаях из десяти, но когда у шин в гонке долго был держак, Лоренсо, в общем-то, был быстрейшем из ребят и чаще бил Росси, чем не бил.

В общем, я не уверен, устранил ли переход «Бриджстоун-Мишлен» эту «бриджстоуновскую» неопределенность, и дал ли «Мишлен» Хорхе именно тот держак на боковине, который ему больше по вкусу. Трудно сказать, потому что совершенный зацеп боковины реально нравится и Марку Маркесу тоже, но из заводских команд «Хонде» в данный момент вроде тяжелее всех.

Маркес говорил, что мотоцикл не дает ему уверенности. Довольно удивительно слышать, когда из всех людей подобное говорит он. И на более общем уровне еще удивляет, что «Хонда» вроде как из тех команд, у которых проблемы, причем шины не объясняют весь ее недобор.

Каждый раз, когда я слышу от гонщика, что ему не хватает уверенности, это означает, что у него нет связи с передом. Когда единственное, что вы можете сделать ради того, чтобы передок уперся и повернул — это жестко затормозить и поставить байк на нос, чтобы перенести вес вперед… Значит, вы вынуждены так делать, но вам не хочется этого делать, потому что тогда задок портится с двойной скоростью, ведь вам приходится после апекса жестче использовать мощность, чтобы компенсировать проблему передка. В общем, для целой гонки тактика не подходит.

На этом [катарском] тесте Маркес в конце добился прогресса, который поднял его в протоколе, но ему все равно было полсекунды до Лоренсо. Нам надо посмотреть первую гонку и поглядеть, что будут делать пилоты по ходу целого заезда — тогда мы узнаем немножко больше, хотя Катар не даст нам всех ответов, потому что он проводится ночью, и это круто.

Понимаю, что тесты всего не раскроют, но грустно за Педросу, который в конце того года очень часто мог быть наравне с Маркесом… как раз к моменту, когда шины радикально изменили. Теперь ощущение, что он опять далеко от напарника.

Вы правы — в конце года он обеспечил себе большой и сильный довод: «Эй, вот почему вам снова нужно меня нанять!». И он всегда мог по-настоящему поднять качество своей игры в некоторых гонках, хотя и не на весь сезон. Но должн сказать: по нему всегда казалось, что из всех лучших райдеров он наименее адаптируемый. Если что-то немного другое или едва новое, ему приходится дольше Лоренсо или Маркеса привыкать к переменам. Так что с этими новыми шинами он будет продолжать стараться нащупать свою дорогу вперед, снова вернуться в ритм.

Контракт Росси в этом году может ждать продление, а на тестах казалось, что он и рядом не стоял с Лоренсо. Этот год у Валентино может стать финальным?

Есть очень хорошая вероятность такого, но мне кажется, что когда дойдет до гонок, мы продолжим видеть то, что видели в прошлом году: когда у других не все до конца как надо, появляется Росси и получает преимущество. В этом году ему 37 и я не уверен, каким спорт станет без него. Конкуренция останется отличной, но насчет посещаемости такой же уверенности нет!

Пока продление его контракта под сомнением, все будет зависеть от уровня его конкурентности. Если Росси и его бригада выяснят, что делает Лоренсо настолько более быстрым, и если они смогут это повторить, тогда, думаю, он сможет продолжать.

К тому же помните, насколько «Дорна» уверена, что контролирует эту ситуацию. У «Мишлен» есть возможность развить составы своей шины так, что это заставит пойти вещи в другом направлении и поменять динамику сезона. В самый первый момент — да, в «Мишлен» сделают все, лишь бы создать хорошую конкурентную шину, но как только они лучше узнают гонщиков, мотоциклы и треки… В любой момент сезона всегда есть возможность для перемен, говорю вам.

Может получится так, что будет шина, которая сыграет в пользу гонщиков за Лоренсо, или которая может подойти другому заводу. И говорю вам — если «Хонда» останется такой же неконкурентной, как на тестах, то спорим, что в шинах что-нибудь поменяют, потому что у «Хонды» все равно остается довольно сильный голос в паддоке.

Почему Реддинг и Петруччи на Pramac Ducati — на прошлогодних байках, понятно, но с шинами этого года, — были настолько быстры в сравнении с новыми заводскими байками Ducati, которые, видимо, [изначально] разработали под шины этого года?

Ну… я бы так не сказал. Я не считаю, что мы уже увидели максимум заводских «Дукати». Андреа Ианноне отходит от травмы, а тестовая форма Андреа Довициозо никогда не стоила того, чтобы основывать на ней мнение. В гонке это абсолютно другой райдер, и если честно, я не знаю, как можно что-то разрабатывать под парня, который на тестах дает всего 90%, зато в гонке дает 100%. Вот эти последние 10% могут превратить байк, который был по-настоящему хорош на 90%, в тот, который на 100% мешок с дерьмом.

Знаете, вот я мог ехать в секунде от своего предельного времени и это было вроде поездки в продуктовый. Это была та последняя секунда, ради которой я надрывал задницу, когда старался изо всех сил держаться за мотоцикл и выжимать все из него и шин. Вот когда вам открывается управляемость вашего байка на пределе, и так как у нас пошла эта тема, в этом также одна из сильнейших сторон команды «Ямаха» — ее райдеры роют на совесть и по ходу тестов стараются на 100%.

Так что, возвращаясь к вашей мысли, думаю, что заводские «Дукати» могут быть очень сильными. Дело в том, что это неизвестно из-за гонщиков и подхода Дови к тестам. Довольно скоро выясним.

Посмотрите на Suzuki: в прошлом году я удивлялся, чего это все восторгаются Мавериком Виньялесом. Пускай даже он был новичком, я считал, что он должен был бить Алейша Эспаргаро чаще, чем он бил. Но похоже, что тесты показали правоту фанатов Виньялеса…

Ага, и я очень рад, потому что думаю, что у обоих этих ребят отличные навыки, и они все сильнее и сильнее давят друг на друга. Я не думаю, что Алейш — примерно такой же гонщик, как Маверик, но он смышленный и очень быстрый, чтобы держаться [в темпе]. Но я считаю, что бесшовная коробка правда помогает Маверику, и считаю, что она также помогает «Сузуки» сократить разрыв до команд впереди. В этом году они должны удивить людей. Я до сих пор не знаю, отыграли ли они хоть часть максимальной скорости, которой им не хватало, но есть треки, на которых эта проблема будет поменьше.

Aprilia пока не показала никакой по-настоящему сильной формы. От них тоже могут быть сюрпризы?

Хм…. Знаете, надеюсь на это, потому что они нам правда там нужны. Если они стабильно в конце, то им будет очень легко рассердиться и захотеть собраться домой, а я думаю, что чем больше заводов участвует, тем лучше будет спорту. Как марка «Априлия» способная, потому что посмотрите на мировой Супербайк: они пришли и в прошлом году выиграли все, кроме чемпионата. Но с MotoGP им нужно разбираться, потому что у бассейна, в котором они сейчас, просто глубокое дно.

Принесут ли пользу Yamaha Tech 3 те знания, которые заводская команда получила касательно шин?

Ну, пока по ним не видно, что польза есть! Меня это по-настоящему удивило, и хотелось бы думать, что как только сезон реально начнется, до Эрве и его ребят в Tech 3 просочится то, что усвоила главная команда. Но пока что Брэдли Смит и Поль Эспаргаро не были настолько быстры, обычно они были позади «Дукати» — заводских и незаводских, — а теперь еще и за «Сузуки» тоже.

В общем, я надеюсь, что Tech 3 сможет быть не только стабильной, встав у порога первой пятерки. Что касается райдеров, они оба очень качественные, а Эрве управляет довольно населенным кораблем. Он чуть-чуть эмоционален, и я не уверен, что я как гонщик хорошо бы реагировал на повторы, где владелец моей команды трясет кулаком каждый раз, когда я ошибаюсь! Но для спорта он замечательный, и как я сказал, у него хорошая команда.

К разговору об отзывах от других источников. Кэлу Крачлоу, как единственному пилоту в команде с одним мотоциклом, в год перемен будет тяжелее всего?

Ну, вам надо спросить себя: если заводским «Хондам» так тяжело, то правда ли LCR нуждается в их отзывах? Они в трудной позиции, и в прошлом году были дни, когда можно было увидеть, как Кэл сияет, и были другие дни, когда забывалось, что он был в спорте. Другая вещь, в которой нельзя сомневаться — в том, что он поглощен гонками как и все остальные, и его спортивный режим и диета сделали его подготовку такой же хорошей, какой она может быть у других. Как спортсмен он там один из сильнейших, но все зависит от него и LCR — как они подойдут к этому мотоциклу и что тот сможет делать.

Когда LCR уменьшилась до одного мотоцикла, команда Marc VDS расширилась до двух. Не перегрузила ли она себя, или после такого мы действительно увидим ее процветание? И если да, то увидим ли мы, как Джек Миллер — я знаю, что вы его фанат, — по-настоящему оставляет свой след в его втором сезоне?

Ну, он новичок. Я не считаю, что Джек удивлял нас так часто, как я предполагал, но опять же — вы не знаете, насколько сильной была LCR. В Marc VDS ему придется найти уверенность в том мотоцикле, но волнует, когда слышишь, что даже ребята из заводской «Хонды» не могут найти такую уверенность. Мне кажется, Джек сможет проходить в топ-10. Насчет дальше не знаю. Думаю, что над этой командой вы вбили правильный знак вопроса — сейчас она слишком растянулась или от второго мотоцикла есть выгода?

В эти выходные на некоторые из этих вопросов будут даны ответы, в какой-то степени. Но на другие потребуется целый сезон, и мы будем выглядеть или по-настоящему умными, или по-настоящему глупыми.

Кевин Шванц