Кармело Эспелета: Помирятся Валентино с Марком или нет, меня это не волнует

Разговор с управляющим Dorna Sports Кармело Эспелетой, который состоялся в январе 2016 года. Эспелета дал свой взгляд на роль Dorna в главном раздоре последних лет в MotoGP — конфликте Валентино Росси и Марка Маркеса, и порассуждал, что чемпионат ждет дальше.

Какой урок Dorna извлекла из того, что произошло в те дни?

Не то что бы урок… Я думаю, что MotoGP — любые гонки, — это огнеопасный материал. Так всегда было. Можно смотреть мирную гонку, а можно любую гонку превратить в… За последние 25 лет у меня было достаточно примеров, чтобы понять — такое возможно. Главное, что там выступают люди, а люди бывают непредсказуемы. Таким образом, случиться может что угодно. Ко всему готовьтесь, насколько это возможно.

Dorna Sports может исполнять роль некоего миротворца при возникновении определенных угроз или это не ваша роль?

Этот чемпионат принадлежит FIM, а мы только управляющие. Недавно меня очень позабавил один итальянский журналист — он спросил меня: ‘Что такое FIM?’. FIM — это те, кто принимают решения. Да, сейчас есть Дирекция гонки, которая наказывает, и если вы не согласны, как это произошло в Сепанге, вы идете к кураторам FIM, а это те, кто окончательно все решает. Такие вопросы свидетельствует о незнании большинства правил. Значительно проще создавать полемику, чем учить правила. Сейчас есть решение, которое вступит в силу после одобрения в Комиссии Гран-При. Dorna Sports больше не будет органом, который разбирает нарушения. Эта работа только осложняла нам жизнь и мы спокойно принимаем, что Dorna Sports перестанет быть арбитром санкций.

Ваш друг Экклстоун сказал, что умер бы за гонку как в Валенсии.

Я был с ним вчера — мы вместе были в Кицбюэле, катались на лыжах, пока шел пиар-форум. Мы говорили о многих вещах, но это разговоры между нами. Впрочем, всегда хорошо контактировать с Берни.

Как я сказал, наша цель — изменить существующее положение вещей. Теперь будет иначе: будет дирекция гонки, где мы должны присутствовать, и будут те, кто станет наказывать – там мы присутствовать не хотим. Эта новая структура будет внедрена в ближайшее время. Всегда будут решения, с которыми будут согласны более или менее. Есть целый ряд мер, которые мы изучили в других видах спорта, которые, как мы считаем, помогут улучшить наш. Контролировать все невозможно, но мы хотим, чтобы на первом Гран-При 2016-го были стандарты получше, чем в последнем в 2015-м.

Вы будете общаться лично с гонщиками, чтоб остудить их?

Я уже поговорил с ними. Маркес и я были в Австрии, а с Валентино я общался в Барселоне. Они знают, что важно и что они должны делать. Нет необходимости говорить что-то еще. Они оба, и я, и думаю, что большинство людей знают, что произошло. Но не нужно продолжать — не имеет смысла продолжать обсуждать эту проблему.

И вы больше ничего не сообщите общественности?

Для общественности там ничего нет. Я не говорю, что они находятся в согласии с тем, что думаю я. Впрочем, они могут быть и согласны, но я считаю, что все мы знаем, что случилось.

Мы увидим их вместе на пресс-конференции в Катаре?

Понятия не имею, меня это не заботит.

Вы не беспокоитесь, что они не пожмут друг другу руки?

Нет. Dorna Sports является компанией, которая занимается организацией гонок и обеспечивает их трансляцию, и все. Таков наш контракт с FIM. Конечно, было бы замечательно увидеть их вместе на пресс-конференции, но если они не хотят, то могут найти возможность избежать этого. Одна из главных вещей, что я узнал за это время, заключается в том, что вы не можете изменить мнение людей.

Кто решил не афишировать телеметрию инцидента в Сепанге?

У «Хонды» телеметрия есть. FIM считает, что после решения арбитражного суда в ней нет необходимости. FIM попросила Honda не публиковать ее, потому что это ничего не добавляет, а может только все усложнить.

Вито Ипполито думает, что чем больше мы будем обсуждать сезон 2015, тем будет хуже для мотоспорта?

Такое не в вашей власти, и не в моей власти. Все равно что говорить про [Эмилио] Гурусету. Я знаю, что это далекое прошлое, но когда бедный Веласкес умер, это напомнило, как Рифе поставил ему подножку и за это не было пенальти. До сих пор помнят только одного Гурусету. Каждый может делать то, что он хочет, но я думаю, что интерес [к конфликту] падает. Скоро начнутся тесты и там мы посмотрим, как все пойдет.

Похоже, что Валентино продолжает много говорить о 2015-м.

Вы не можете попросить кого-то не говорить о том, о чем вам бы не хотелось. И [Жозе] Моуриньо до сих пор продолжает говорить: «Почему, почему, почему?» Что вы скажете: Моуриньо, не говори? Но он ничего и не сказал. Кто-то снимает напряжение так, кто-то — иначе. Считаю ли я, что это мешает? Нет. В Валенсии же это было необходимо, потому что все было еще очень напряженно — все трое были с этим согласны. Если один из трех пришел бы и сказал: «Так, я хочу поговорить»… ну что же — вперед, парень. Люди взрослые и уже знают, как долго стоит продолжать разговоры.

Вы видите в произошедшем «бискотто»?

Я — нет. Не думаю, что было какое-либо соглашение между Маркесом и Лоренсо, но это дискуссионный вопрос. Когда мы болеем за кого-либо, мы не смотрим на вещи объективно. Там, где я болельщик, я тоже всегда вижу заговоры. И это нормально, что боление влияет на наше мнение. Не считаю, что это плохо. Я не вижу сговора, но если кто-то считает иначе, это его право.

У Валентино не слишком много власти в чемпионате MotoGP?

Предпочитаю факты.

Ну очевидно, что он не выиграл в сезоне 2015…

Это не так. Это выдумки, ведь Валентино штрафовали на протяжении всей карьеры. Но ничего не произойдет, если кто-то хочет в это верить.

У вас есть опасения о том, что будет, когда Росси завершит карьеру?

Меня не беспокоят вещи, на которые я не могу повлиять. Никто не может гоняться всю жизнь. Я разговаривал с ним — он хочет гоняться и выигрывать. Все зависит от него самого. Уверен, что после ухода он все равно будет связан с мотоциклами — хотя я не уверен до конца, — ведь то, что приходиться делать ради людей и команды… это не ради того, чтобы сказать: «Так, я ухожу, а вы все едете домой».

Самое главное, он — экстраординарный гонщик. Достаточно посмотреть, как в свои 36 лет он боролся против трех топовых гонщиков, ведь их было трое, а не двое. Пресса часто забывает, что гонщик, который несколько раз мог выиграть чемпионат, но так и не стал чемпионом мира и кому не везет — это Педроса, который доминировал в конце прошлого сезона.

Уровень мотоcпорта сейчас если не самый высокий в истории, то является одним из наиболее высоких. Но не только среди лучших гонщиков — борьба на всех уровнях потрясающая. Тем более ценно, что Вале может в свои 36 лет — это показывает, насколько он хороший пилот.

Его ценность не вызывает сомнений.

Одна вещь, которая меня беспокоит — симпатии болельщиков, потому что они либо любят, либо нет. Дуэна не любили, когда он выступал, а сейчас он вызывает симпатии. Мне это понятно: когда ты выступаешь, ты в «оболочке», ты за щитом, ты думаешь о других вещах, если гонка не сложилась позитивно. В то время говорили: что произойдет, когда Мик уйдет? В какой-то степени море, которое сегодня желтое, было оранжевым. Я согласен, что многие люди приезжают на гонки под влиянием феномена Валентино, но я не думаю, что все перестанут приезжать, когда он уйдет.

Кармело Эспелета