Кэл Крачлоу: В первый год было чертовски трудно понять Bridgestone

Кэл Крачлоу провел в MotoGP пять лет и все эти годы монопоставщиком шин для чемпионата была компания Bridgestone. С точки зрения моделей прототипов англичанин получил большой опыт, испытав их в деле на мотоциклах трех марок (Yamaha, Ducati и Honda) и двух кубатур (800 и 1000). Самым трудным был первой год — 2011-й, в котором Кэл лишь в последней гонке смог финишировать в первой пятерке. Ниже — его комментарии об опыте с Bridgestone.

Большая часть опыта в твоей карьере связана с Bridgestone. На что они были похожи? Думаю, что все-таки они располагали возможностью делать действительно хорошие шины, и иногда они и делали действительно хорошие шины. Что ты увидел со своей стороны?

Они делали фантастические шины, тут сомнений нет. Я думаю, что производителю шин всегда трудно, когда у него 26 парней на решетке… 24 парня парня на решетке, ну или сколько их там, и когда они кричат на него и когда все время виноват парень по шинам. Или не он виноват, а шины. Ведь чего-то хочет «Хонда», чего-то хочет «Ямаха», «Дукати» что-то хочет, Ианноне что-то хочет, я что-то хочу, Валентино чего-то хочет. Всем постоянно хочется разного. И в этом им трудно нам угодить, не сомневаюсь.

Но когда я пришел и в первый год ездил на «восьмисотках», мне с «Бриджстоуном» было адски трудно, потому что я недостаточно грузил перед. Я падал и падал из-за передка, но просто потому, что не грузил его как надо. Вы не поверите, как его надо загружать. Я считал, что был абсолютно на пределе, и это и был предел — мой, потому что я не понимал шину. Не имел понятия. Я пришел после «Пирелли» — в то время с «Пирелли» и близко не надо было грузить перед так, как это было в MotoGP.

Естественно, что у нас был другой стиль езды. Когда я пришел в MotoGP, у меня был другой стиль. Это было время, когда задние шины были реально жесткими, реально, и все падали на круге выезда и при сбросе газа. И потом их изменили. Они чуть изменили их работу, и на «литрах» они стали лучше, потому что у нас появилось чуть больше мощности, либо они стали немного мягче. Просто казалось, что шины заработали заметно лучше, но конечно, по ходу года бывает разное, как и везде. У нас был инцидент на Филлип-Айленде два-три года назад…. два года назад, и еще на Заксенринге — мы все знаем, что там правда сложно с правой стороной [покрышки]. Но это — наша работа.

Мне нравились «Бриджстоун», но в разные годы они настолько подходили разным байкам, что это невероятно, потому что стоило им сделать одно крошечное изменение в составе, как оно могло подойти «Ямахе» больше, чем «Хонде» или «Дукати». Это довольно странная вещь. Знаете, мне не нравилось, что они делали, когда у определенных ребят была мягкая задняя шина. Думаю, мы это все ненавидели.

Ты упомянул период, когда падал с переднего колеса. Я до сих пор думаю и говорю, что для тебя это было большое достижение пройти через этот период, потому что некоторые райдеры, падавшие с передка кучу раз… они так и не смогли преодолеть этот момент. Это огромный психологический прыжок и иногда приходится полагаться на веру.

По-моему, в мой первый год… честно, это реальная история… Скажем так, Эрве Поншараль, вероятно, был у меня лучшим владельцем команд из всех. На этой должности он был хорош, и сейчас у меня фантастические отношения с ним как с другом. Но в 2011-м на Лагуна Секе, когда я вылетел, мы — честно — подрались в моем моторхоуме, который мне тогда предоставила «Ямаха». Дошло до того, что я выволок его из моторхоума и сказал: пошел отсюда, бла-бла-бла. Вот…

И те аварии с передка были из-за того, что я не понимал. Не понимал, как его надо загружать. «Ямаха» тыкала в меня этим, но она никогда не пыталась помочь мне. Мне вообще не помогали. На следующей гонке в Брно я тоже упал — с передка в первом повороте. Но в конце года у нас было несколько хороших результатов. Оправиться от такого… да, это было хорошо. Честно, думаю, что за всю свою пятилетнюю карьеру в MotoGP у меня было два хай-сайда. За целых пять лет. Или когда я терял задок мотоцикла, но не важно — остальные были из-за передка. Но я еще и так часто менял производителей, что если бы остался с «Ямахой», то думаю, что в лоу-сайды больше бы не падал. Но вот «Хонда»… Вы в этом году видели, что все аварии, в которые попадали райдеры «Хонды», были с переднего колеса. И это не только я — это Марк, это Дани. Дани никогда не падает, а в этом году с передка он упал несколько раз. Скотт. Все падали с передка.

В этом году просто все из-за того, что мы за счет переда слишком сильно пытались на всех кругах компенсировать абсолютное отсутствие сцепления сзади. Мы настолько сильно пытались компенсировать вили и пробуксовку, что на следующем торможении просто пробовали все отыграть скоростью в повороте, и это просто не получалось. Так что можете посчитать все аварии райдеров «Хонды» в этом году — все они были с переднего колеса.

Кэл Крачлоу - человек-паук