Давиде Марелли о работе с телеметрией Хорхе Лоренсо

Коллега Маттео Фламини в гараже Movistar Yamaha Давиде Марелли тоже является инженером-телеметристом, но работает он в гоночной бригаде Хорхе Лоренсо. Марелли со своей стороны прокомментировал особенности этой работы.

Поясните, чем конкретно вы занимаетесь.

По большей части я аналитик по электронике и телеметрии у Хорхе Лоренсо. Так что в основном я скачиваю данные после каждого выезда и просматриваю их на компьютере. Я стараюсь отыскать наилучшие настройки по части электроники, чтобы мотоцикл был лучше. Они могут влиять, например, на торможение двигателем, трэкшн-контроль, вили-контроль, и многие другие вещи.

Куда попадают все те данные, что вы собираете?

С мотоцикла прямо на ноутбук. Через шнур я скачиваю все данные с датчиков, которые стоят на мотоцикле, и потом все это анализирую.

И сохраняете? Есть записи по прошлым годам?

У нас есть телеметрия по прошлым годам, так что иногда для сравнения мы ее используем.

До какого периода у вас телеметрия?

Зависит от того, насколько сильно мы хотим ее сохранить, потому что она у нас есть с истоков YZR-M1, но нам не нужно возвращаться к телеметрии 10-летней давности. Если есть проблемы, то мы просто проверяем ту, что была год или два назад. Тут есть сервер, где хранятся все наши данные.

Что вы делаете, когда данные абсолютно отличаются от того, что у вас было раньше, в предыдущие годы?

Тогда мы решаем, какая телеметрия лучше — этого года или прошлого. Зависит от года, потому что мотоцикл каждый год меняется, да и шины тоже, так что не обязательно, что телеметрия прошлого года лучше актуальной, и наоборот. Мотоциклы разные. Конечно, мы сравним телеметрию, если понадобится, но фокус — на текущем годе.

Все те данные в вашем хранилище — это отдельно для каждого райдера или там все райдеры вперемешку?

Для каждого отдельно. Если проверяю я, то проверяю данные Хорхе с предыдущих лет. Конечно, если есть необходимость, то мы можем сравнить и с телеметрией Валентино — просто чтобы было больше информации.

Насколько иначе настраивается электроника под горячий круг и под гонку?

Большой разницы нет, но иногда в гонках мы используем некоторые изменяемые режимы. Например, чтобы уменьшить мощность, повысить трэкшн-контроль. Во время быстрого круга мы пытаемся использовать мощности столько, сколько возможно, потому что быстрый круг означает, что пилот пройдет на максимуме один-два круга. Мы и в гонке так можем сделать, но мы все равно используем варианты по снижению мощности и повышению трэкшн-контроля — так сохраняются шины. На горячем круге нам не нужно заботиться о выносливости шин, но в гонке важно, чтобы они оставались в хорошем состоянии.

Что вы можете рассказать, когда получили данные с мотоцикла? Можете конкретно сказать, что с ним было?

Да. Я в каждом повороте вижу, что происходит с байком, и вместе с комментариями гонщика мы можем сравнить каждый поворот и попытаться отыскать лучший способ настройки байка. Например, мы видим по телеметрии, что в одном повороте у нас слишком много мощности, или трэкшн работает слишком сильно, либо недостаточно сильно, либо это гонщик недоволен, что в том повороте есть такого рода проблема. В общем, пытаемся находить наилучшие решения.

В каком-то смысле это дублер гонщика: когда он что-то говорит, вы смотрите телеметрию и видите, есть ли совпадения?

Да, точно. Проверяем, совпадает ли. Чаще всего совпадает. Если нет, то пытаемся найти компромисс. Ощущения гонщика важнее телеметрии, так что телеметрию мы используем ему в помощь. В конце-концов, гонщик — это тот, кому ехать на мотоцикле, поэтому важно, чтобы он был в нем уверен.

Вы можете просто посмотреть на телеметрию и сказать, какого она райдера?

Да, потому что у них разные стили разгона и торможения, поэтому смогу сказать, кто есть кто.

Можете рассказать про их стили?

Хорхе очень плавный, но в то же время он хочет открывать газ очень рано и чтобы байк не сильно дергало — такой у него стиль. В гонке он всегда обгоняет на одних и тех же точках. Он очень точный, в то время как Валентино больше играет с мотоциклом.

В следующем году будет новая электроника. Что случится со старой телеметрией? Она еще будет полезна?

Да, думаю, что будет. Конечно, мы ее сможем брать для сравнения, потому что функции все-таки останутся теми же. Скажем, трэкшн-контроль следующего года: возможно, система будет работать иначе, но результаты будут такими же.

Для людей, которые хотят поработать с живой легендой вроде Хорхе Лоренсо — можете рассказать, как вы получили эту работу?

Мой брат уже был вовлечен в этот мир, так что страсть уже была частью семьи. Когда я закончил школу, я попробовал найти команду и начинал в команде со 125-кубовыми байками. Сюда я продвигался шаг за шагом, в основном благодаря своей страсти.

Хорхе Лоренсо