Эксклюзивное интервью Макара Юрченко после второго сезона в Red Bull MotoGP Rookies Cup

Из чего состоит мир MotoGP изнутри, с какими трудностями сталкиваются начинающие гонщики и почему иногда стоит рисковать предложениями ради карьеры — в интервью Макара Юрченко, единственного российского мотогонщика-юниора в престижном мировом чемпионате Red Bull MotoGP Rookies Cup, а также о планах Макара Юрченко на следующий 2016 сезон.

Как прошел сезон 2015 в MotoGP Red Bull Rookies Cup? Расскажи о главных сложностях, ожиданиях, успехах и результатах.

В целом сезон сложился неплохо. Главная сложность была в том, что для меня этот сезон был по сути первым, потому что в прошлом году я травмировался и пропустил половину гонок. К тому же был без опыта, без понимания как вообще управлять мотоциклом класса Moto3 — после мотокросса быстро перестроиться и освоиться на асфальте на таком высоком уровне непросто.
К этому сезону удалось провести хорошую подготовку и приехать на первые тесты уже готовым к серьезному соперничеству с европейцами. Половину треков в календаре я еще не знал; на некоторых гонках сложно давалась настройка мотоцикла, потому что КТМ очень чувствителен ко всему: к составу асфальта, температуре воздуха и трека, температуре резины, выбитость трассы тоже влияет на многие показатели. С хорошей настройкой на одном треке ты можешь показывать быстрое время, тогда как на другом треке ты не можешь ничего сделать — мотоцикл либо не хочет поворачивать, либо переднее колесо постоянно куда-то «упрыгивает», либо еще что-то. Нужно постоянно быть на чеку и за максимально короткое время уметь адаптироваться и настраивать мотоцикл. В Rookies Cup на каждых 4-х гонщиков один механик и всего два подвесочника на всех ребят (прим.: в Rookies Cup участвуют 24 гонщика). Очень часто не хватает времени настроить мотоцикл так, как это нужно делать, поэтому иногда нам приходится ехать с теми настройками, которых удалось добиться во время свободных практик и квалификации. К тому же у меня не было большого опыта борьбы в плотной группе пилотов в мировых чемпионатах. Моя первая гонка в такой группе была в Ассене, и я до сих пор помню те эмоции — я впервые почувствовал что такое настоящая борьба. После этой гонки на моем гоночном комбинезоне были потертости на локтях и бедрах, потому что борьба с другими гонщиками доходила до столкновений!

Какая атмосфера царит на чемпионате?

Вся команда Rookies Cup очень дружелюбная, приветливая, все ребята общительные и всегда рады поговорить, а тренеры подсказать и дать советы. С другой стороны это — чемпионат, это гонки и лидер в результате будет только один. И если в течение сезона гонщики разбиваются по группам, когда еще не определен конкретный лидер чемпионата, то под конец сезона чувствуется бóльшая конкуренция и общение между ребятами практически уходит на «нет». Мне повезло больше, я подружился с испанским гонщиком Оскаром Гутиерресом — мы оба два года в чемпионате. Оскар по характеру  — настоящий испанец, заводной, общительный, у него драйвовая энергетика, которая помогает на треке и конвертируется в необходимую агрессивность. Мы с ним, если честно, противоположности — я больше анализирую и предпочитаю рисковать осознанно. Оскар же прет как танк и только потом думает. Мы научились друг у друга многому, проводили в течение сезона тренировки и, несмотря на то, что Оскар быстрее меня на байке Moto3, он так и не смог меня обойти, например, на питбайке. В чем загадка — не знаю, но мы продолжаем тренировки, чтобы расти вместе.

Как обычно проходил твой тренировочный день и сколько уходило времени на тренировки?

Я проводил разнообразные тренировки, как физические на выработку мышечной массы и кардио тренировки на выносливость, так и тренировки на мотоциклах — от питбайков до «шестисотки». Вся подготовка идет по специальному тренировочному планнингу, который кардинально отличается от тех тренировок, которые я обычно проводил в России. Ну и к тому же, в течение сезона я также принимал участие в чемпионате России по Супермото и Минимотарду. В обоих соревнованиях стал чемпионом России, но это дало мне только накат, не более. Хотелось с кем-то погоняться и посоперничать в группе, но этого не удалось. Поэтому я держу курс на Испанию: тренировки с испанцами — это лучшая школа. И потом, когда ты хочешь чего-то добиться и каждый день работаешь — рано или поздно результат приходит. В этом виде спорта важно желание, возможность и стремление.


За два года участия в Rookies Cup у тебя уже сложилось четкое представление о том, что нужно делать, чтобы быть на голову выше и лучше других гонщиков?

Думаю, у каждого своя формула. Но секрет прост — важно, в первую очередь, знание языка, чтобы общаться, делиться своими ощущениями и учиться. И просто не бояться борьбы. Страх — это помеха в мотоспорте, и чемпионами с такими комплексами не становятся.

Когда мы увидим Юрченко в Moto3?

На сегодняшний день попасть в Moto3 — это моя главная цель и мой следующий шаг в карьере. Безусловно, мне еще нужно набираться опыта и ежедневно работать над собой. Только так я смогу быть наравне с ребятами, у которых накат в разы больше моего. Потому что суть не просто попасть в Moto3, важно, оказавшись там, не пасти задних, уметь навязывать борьбу, чтобы командная работа не пропала даром. Очень часто зритель видит только гонщика и пару тройку ребят, которые его окружают, механика, инженера. Но на самом деле в мире MotoGP все то, что видят зрители — это всего лишь маленькая часть того, из чего состоит команда и что она делает. Бывает, команда состоит из десятка, а то и более человек, работа каждого из которых помогает гонщику на треке достигать результат. Поэтому команда должна быть уверенной в гонщике, а гонщик должен радовать команду, чтобы у всех был стимул делать невозможное и идти только вперед!

Какие планы на следующий сезон?

Это был безумный год, который практически изменил мою жизнь. Мне поступило предложение перейти в мировой чемпионат Moto3, на который мы серьезно нацелились, учитывая то, что в Rookies Cup гонщики участвуют в среднем два года. А так как это был мой второй сезон, мы не рассчитывали на предложение остаться и на третий. В Rookies Cup — это большая редкость. Но перед последней гонкой в Арагоне меня вызвали на беседу и сообщили, что хотели бы видеть меня и в следующем сезоне чемпионата. Взвесив все «за» и «против» мы приняли решение остаться на третий год в Rookies Cup, но параллельно также принимать участие в Junior Moto3 (юниорский чемпионат мира Moto3), который лучше всего сможет подготовить меня к Moto3. Оба чемпионата, и Rookies Cup и Junior, организуются при поддержке FIM и считаются лучшей школой для гонщиков. Поэтому выбор полностью осознанный и взвешенный.

Ты — Чемпион России по Супермото и Минимотарду. Титулы и статусы помогали тебе каким-то образом в юниорском чемпионате Rookies Cup?

Нет, титулы и статусы не помогали, но опыт помогал. В Rookies Cup поблажек нет. Практически все гонщики уже с титулами и большим опытом участия в национальных чемпионатах, поэтому ты или показываешь, что умеешь на гонках, либо едешь ни с чем домой. Звучит резко, но мир внутри MotoGP именно такой. Здесь нет лучших или худших, но здесь всегда найдется тот, кто может проехать лучше тебя и получить твое место, поэтому расслабляться здесь нельзя.

Какой главный урок тебе преподнесло участие в Rookies Cup и в MotoGP в целом?

Как я уже сказал, никогда не расслабляться и не сдаваться. Только ежедневная работа над собой может привести тебя к своей цели.

Кто твой любимый гонщик в MotoGP?

Марк Маркес, потому что всегда, когда он на треке, он едет на пределе. Он либо первый, либо вне игры. Поскольку у Маркеса этот сезон сложился не очень удачно из-за постоянной борьбы с мотоциклом, который в этом сезоне уступает Yamaha, на данный момент в турнирной таблице лидирует Валентино Росси. Я желаю Росси удачи и хочется верить в то, что он сможет выиграть свой 10 титул! Он это заслужил.

Макар Юрченко