Кармело Эспелета: В отличие от Экклстоуна, я предпочитаю договариваться с людьми

Президент Dorna Кармело Эспелета рассказал в интервью Cycle World о своих принципах управления чемпионатом MotoGP, коммерческие права на который принадлежат Dorna с 1992 года.

Когда вы пришли в Dorna в 1991-м, насколько была важна дружба с Берни Экклстоуном в плане управления правами на телетрансляции?

Она сильно помогла. Мы много общались с Берни, когда у него был предыдущий контракт с IRTA, ассоциацией команд. В итоге мы пришли к соглашению в 92-м — за год до того, как календарь стала согласовывать FIM. Я многому научился у Берни. Этот человек стоял у истоков бизнеса такого рода. Я же пытался понять разницу между автомобилями и мотоциклами и адаптировать его формулу под наш спорт.

Вы оба — люди влиятельные. Что у вас есть общего, и в чем между вами разница?

Мы оба любим моторный спорт. Как личности мы разные. При принятии решений я люблю договариваться. Я лучше приду к соглашению, чем одержу победу и разочарую много людей.

Раньше у заводов было много власти. Сейчас гораздо больше баланса между нуждами заводов испытывать в гонках лучшие технологии и нацеленностью Dorna на организацию отличного шоу по приемлемой цене. Как вы такого достигли?

Заводы стали сильнее, когда образовали MSMA (ассоциация заводов-участников чемпионата). Там вопрос не во власти был. Это был вопрос правовой базы. Когда технические регламенты разные, мы можем делиться мнениями. Власть всегда была в руках FIM. Мы много разговаривали с ее президентом и пришли к выводу, что довольными должны быть все, или хотя бы большинство. Секрет был в том, чтобы договориться со всеми сторонами (Dorna, FIM, MSMA, IRTA) и сосредоточиться на общей цели.

Над чем работают Dorna и FIM?

Пытаемся защитить наш спорт. Дорожные гонки все еще важны для развития технологий, но не по тем ценам, которые навязывают заводы. Мы не можем выставлять только заводские команды, нам нужно защищать и сателлитов. Я с гордостью скажу, что цирк MotoGP — это семья из 4 000 человек. Защита спорта подразумевает в том числе предоставление работы всем этим людям.

Концепция открытого класса оказалась очень успешной и помогла Ducati вернуть былую форму. Вы могли представить, что Desmosedici GP15 так быстро станет настолько успешным?

Меня радует Ducati и вся система. Как бы там ни было, в следующем году все будут работать с единой электроникой, и в будущем будет только один класс. Dorna будет бесплатно предоставлять командам электронные блоки двигателей. Это поможет снизить затраты и повысить зрелищность. Электроника стала реальностью при поддержке заводов.

Стабильность важна для заводов, когда они составляют планы для разработок?

Да, по техническим и коммерческим правилам у нас достигнуто согласие. Насчет 2016-го уже все решено. А потом, с 2017-го по 2021-й, регламент меняться не будет до тех пор, пока кто-то не заявит о необходимости перемен — по соображениям безопасности или еще чего-то.

С появлением КТМ в 2017-м будет шесть заводов и 24 гонщика — 12 заводских и 12 сателлитных. Dorna увеличит поддержку частных команд…

В Остине и Аргентине мы внесли предложение заводам и командам. В частности, у нас есть коммерческое предложение для производителей, чтобы те сдавали байки в аренду по цене, которую Dorna будет платить командам. Каждая марка выставит два заводских байка, и у нее будет обязательство предоставить еще два байка, но только для существующих команд. У нас не будет ни одной новой команды до тех пор, пока количество гонщиков не станет меньше 22-х. Частные команды смогут решать, какие мотоциклы им брать в аренду, но завод сможет выставить не более шести аппаратов.

Значит, Dorna будет оплачивать командам стоимость аренды, которая составляет примерно 1,8 — 2 миллиона евро?

Мы выделим командам деньги, которые практически целиком покроют аренду. Это серьезное обязательство со стороны Dorna. С 2016-го по 2017-й наши выплаты возрастут приблизительно на 30 процентов.

В ведении Dorna чемпионаты MotoGP, WSBK, FIM Junior Cup и Shell Advance Asia Talent Cup, выстраивающие для гонщиков целую карьерную лестницу. Насколько важно распологать сильными гонщиками из разных стран?

Сильные гонщики разных наций — это ключевой момент, особенно в странах, принимающих MotoGP. Рынок США очень важен, нам там нужны успешные этапы. Мы знаем, что это трудно, потому в моторном спорте там полно соревнований. К тому же во время гонок в Европе и Азии расписание для аудитории не самое хорошее. Что касается Штатов, то это очень важный рынок для Dorna и производителей, и MotoAmerica там отлично выполняет работу по перезапуску кольцевых гонок. Мы помогаем им, чем только можем.

MotoGP многим обязан Валентино Росси. Насколько важно, чтобы №46 оставался таким же успешным?

Валентино очень важен. Дело не в личности. Во-первых, он фантастический гонщик. Это признают во всем мире. Валентино многое сделал для укрепления нашего спорта. С тех пор, как мы учредили Комиссию по безопасности после трагической аварии Дайдзиро Като в 2003-м, Валентино не пропустил ни одного заседания. И это единственный гонщик, который занимался этим все это время.

Росси заявил, что хочет остаться еще хотя бы на два года.

Всего на два? Мне 68, и я еще никуда не уходил! Надеюсь, Валентино останется надолго.

Экклстоун и Эспелета