Интервью с Кевином Шванцем

Экс-чемпион мира Кевин Шванц, закончивший карьеру в 1995-м, пристально следит за всеми событиями в чемпионате, так что журналисты регулярно обращаются к нему за комментариями о происходящем в MotoGP. В большом интервью порталу crash.net Кевин ответил на вопросы о доминировании Марка Маркеса, давнем знакомстве с Валентино Росси, популярности американского этапа MotoGP в Остине, возвращении Suzuki в Гран-При, и не только.

Серьезный вопрос накануне старта сезона-2015 — можно ли победить Маркеса и Honda? По-вашему, в чем Маркес лучше остальных?

Похоже, на этапах он просто больше всех выкладывается. Он гораздо лучше готовится к гонкам. Мы видели, как в конце того сезона он допустил несколько глупых ошибок — скажем, когда слишком долго задержался на мокром треке вместо того, чтобы заехать на смену байка, в результате потеряв кучу очков. Но когда ты в чемпионате опережаешь остальных на две-три гонки, то такое можно себе позволить. Можно допускать мелкие ошибки.

До того момента мы не видели у него в гонках каких-то критических ошибок. Он финишировал, выигрывал, а если не выигрывал, то все равно оставался впереди — обычно на подиуме. Маркес показал такой уровень ведения гонок, которого мы не видели со времен доминирования Валентино. Очевидно, что он был лучше своего напарника, и поверьте мне, ваш напарник — это тот человек, которому нельзя проигрывать ни в коем случае.

В общем, он хорошо поработал, постоянно обыгрывал своего напарника и выступал лучше Росси и Лоренсо в начале сезона. Как только гонщики получают импульс, они могут неделями поддерживать его. Естественно, команда подготовила ему отличный мотоцикл. Наверное, пройдет еще пара сезонов, пока его младший брат Алекс не появится в MotoGP — тогда уже придется иметь дело с ними обоими!

Про американских гонщиков в MotoGP…

За нас, американцев, все еще выступает Хэйден, но непросто смотреть на настоящее и знать, что нет ни одного американца, который бы сражался за чемпионат. Надеюсь, что наш новый чемпионат, MotoAmerica, сможет нам вернуть производителей, и создаст систему, которая позволит вернуть американцев в Гран-При.

Для нас было привычно доминировать в спорте в 80-х и 90-х, поэтому трудно слышать каждую неделю испанский и итальянский гимны — такое ощущение, что звучит вообще все, кроме американского гимна! Это забавно, потому что я сижу в офисе и смотрю на фотографию с югославского Гран-При 1989-го. На подиуме Рэйни, Лоусон и я. Американцы, раз-два-три. В конце концов, на первом плане я — конечно, мне нравится это фото!

Уже так много времени прошло с тех времен, когда американцы были лидерами, постоянно побеждая в чемпионатах мира, или претендуя на победу. Короче, надо что-то делать. Не знаю точно, что именно.

Может, у Америки и нет гонщиков, которые борятся за титул, но у вас есть два этапа MotoGP, в том числе и ваш домашний, на Трассе Америк, чьим послом вы являетесь. Это будет третий год гонки в Техасе — что скажете насчет ее развития в плане раскрученности и интереса?

Знаете, мне кажется, что мы до сих пор пытаемся завлечь народ здесь, в Остине. К нам приезжают люди со всего мира. К нам приезжают люди из других штатов. Если нам где и трудно, то это с привлечением местных — людей из Остина, Далласа, Хьюстона, Сан-Антонио.

Сейчас я уже как 12 месяцев являюсь послом от двух колес, и в местных ресторанах и других заведениях, когда я говорю о гонках Гран-При, люди спрашивают: «Что это такое? Где это?» Удивительно, что после стольких новостей о том, что трек построен и принимает Формулу-1 и MotoGP, остается так много местных, которые об этом не знают.

Очень много техасцев так реагируют: «Что? Когда это было? Что там за гонки?» Такое ощущение, что они немного не в курсе об уровне MotoGP и о том, что Трасса Америк вообще-то «завязана» на Формулу-1 и MotoGP. На этих выходных у нас проводится Pirelli World Challenge — спорим, что 75% горожан даже не знают об этом.

В общем, поработать еще есть над чем, но с каждым годом становится все лучше.

Маркес — человек, которому на этой трассе почти не в чем улучшаться. В оба года поул, быстрейший круг и победа.

Да уж, здесь из-за него гонки в группе лидеров стали довольно скучными по меркам премьер-класса, это точно. Надеюсь, в этом году Лоренсо не станет думать о фальстарте. В каком-то смысле, это было начало конца для сезона Лоренсо. Он прилег на бок в первой гонке — в общем, там потерял очки, и здесь потерял еще.

Маркес как бы сделал из этого места свой дом. Как вы сказали — поулы, быстрейшие круги, победы в гонках и над напарником. Будем надеяться, что тесты в Сепанге для остальных пилотов прошли лучше, и что в этом году в группе лидеров будет больше борьбы.

Как думаете, кто вероятнее всего даст бой Маркесу в этом году?

Парни, вы там были и видели тесты, но если смотреть только на времена круга, то по-моему Маркес, по сравнению с остальными, не теряет в постоянстве. Конечно, до старта в Катаре нельзя знать наверняка, но даже там нельзя будет сказать особо много, потому что там гонка проводится вечером, там особый тип трека, конфигурация.

Пока не пройдет гонка здесь, в Остине, я сомневаюсь, что мы действительно поймем, как будет разворачиваться чемпионат во всех трех классах.

Вы выступали с великими соперниками. Как бы вы постарались победить кого-то вроде Маркеса — чемпиона и лучшего в своем деле, у которого, похоже, наилучшая техника? Придерживались бы какой-то тактики?

По моему мнению и полученному опыту гонок с теми, кого я считал лучшими на каких-то этапах — чтобы их обойти, нужно просто использовать любую предоставленную возможность. Даже если для этого нужно было кого-то обойти на торможении по внутренней траектории в стиле камикадзе.

Потому что, если я не мог их обогнать, выходило так, что они продолжали уезжать и доминировали, как и по ходу всего уик-энда. Если у меня получалось немного сбить им ритм, тогда можно было во втором повороте оказаться впереди. После этого они вернули бы позиции, тогда бы я смог снова отыграться и вернуться вперед.

То же самое я вижу, когда кто-то обгоняет Маркеса. Он тут же пытается вернуть позицию. Типа, если я впереди, то тебе придется как-то меня обойти. В моем случае это иногда работало, иногда — нет. Но я всегда чувствовал — если возглавить гонку, или оказаться впереди человека, которого я считал самым трудным соперником на этапе, то я был в тот момент победителем.

Если просто за кем-то ехать и ехать, то увидишь, как отрыв увеличится, и ты в любом случае проиграешь. Так почему бы не попробовать?

Я думаю, здесь большую роль играет техника, электроника и то, что все на одинаковых шинах. Это вроде как сделало гонки чуть менее интересными, наверное, можно даже использовать слово «скучными». Потому что ты стартуешь почти на том же самом, что у тебя будет на финише. По ходу гонки можно потерять немного держака, но из-за электроники мотоциклы стали очень постоянными, они мониторят пробуксовку и гасят ее, гасят то, гасят это… Это сильно снизило вклад гонщиков.

Но производители, которые участвуют в гонках Гран-При, стараются развивать все это, предлагая клиентам лучшее. В конце концов, они больше ничем не занимаются.

Вы выступали во времена открытой конкуренции шинников, но сможет ли, по-вашему, замена Bridgestone на Michelin в 2016-м немного встряхнуть ситуацию?

Хотелось бы думать, что это немного встряхнет ситуацию. Шины все равно останутся для всех одинаковыми. В наше время даже среди гонщиков на Michelin — будь это команда Yamaha, команда Honda или команда Suzuki — в девяти случаях из десяти никто не выбирал одни и те же Michelin. Кто-то брал шины помягче, мы брали шины, которые, как мы считали, могут обеспечить больше постоянства. Разным гонщикам хотелось разные шины.

Мне кажется, попытка сэкономить деньги, оставив только одного поставщика шин, отняла у спорта больше, чем дала ему. Я думаю, что те деньги, которые были сэкономлены, наверное, пропали из-за зрителей, так как гонки стали проще. Гонки из-за этого стали более скучными.

Можно было увидеть, как Рэйни стартует на Dunlop, которые — как мы все знаем — прогревались реально быстро и отлично работали в первой половине гонки, но при этом немного разрушались в конце. Ты не волновался, отпуская его на четыре-пять секунд на старте, потому что знал, что во второй половине гонки сможешь наверстать это время. Но тебе, конечно, не хотелось на тех Michelin ехать слишком быстро, слишком резко — иначе ты уделывал сам себя и оказывался в гравии.

Было очень много разных стратегий, очень много факторов, от которых зависела игра, когда участвовало несколько шинных марок. Я считаю, решение перейти к монопоставщику шин не пошло на пользу конкуретноспособности гонок, это точно.

К слову о «пятисотках». Сейчас остался единственный парень, который ездил на них — это Валентино Росси. Если пересадить нынешних пилотов на двухтактные «пятисотки», то, по-вашему, лидерами останутся те же самые парни?

Думаю, как только они усвоят, что там не было электроники, которая им помогает, останется та же группа, полагаю. Сливки останутся наверху. В лидерах мы увидим Маркеса, Лоренсо и Росси. Не думаю, что мы когда-либо заметим Педросу во главе группы «пятисоток»!

Suzuki в этом году возвращается в MotoGP. Что им надо сделать, чтобы стать сильными, и как им вернуться в те славные годы, когда за них гонялись парни вроде вас? Столько времени прошло…

Да, и не знаю, как им сократить отставание. Сейчас это очень трудно из-за того, что тесты контролируются Дорной. Меня все спрашивают: «Как вы тренировались?» Блин, мы занимались тестами! Если не было гонок, то были тесты — и это наилучшие тренировки из всех возможных. Еще мы ходили в спортзал, ездили на велосипедах, занимались мотокроссом или дерт-треком, но все это ради веселья. Это немного помогало тренироваться перед гонками, но наилучший способ — и единственный, если надо улучшить технику или пилота — это тестировать гоночный мотоцикл.

Будет интересно посмотреть, смогут ли Suzuki на самом деле прогрессировать со своей тестовой командой и всеми ресурсами, которыми они располагают в Японии. Просто сейчас, вроде бы, все так сильно контролируется, что эта задача может быть реально сложной. Может, не в этом году, может в 2016-м, когда будут действительно серьезные изменения в правилах по электронике и шинам. Может это всем поможет, не знаю…

Но если вы меня попросите прямо сейчас взять и задать вопрос моему маленькому хрустальному магическому шару о том, что ждет Suzuki, то думаю, что те двое ребят, которые за них выступают, Эспаргаро и Виньялес, смогут продолжить улучшать мотоцикл даже в перерывах между гонками, и смогут в этом году где-то побороться за подиум.

И если будут нужные условия — по ходу гонки начнется дождь или наоборот, прекратится — то тогда, возможно, они смогут вовремя провести пит-стоп и даже получат шанс победить. Я считаю, только в таких условиях они смогут действительно блеснуть. Но кто знает. Надеюсь, они всех удивят, и станут супер-сильными даже раньше, чем я жду от них в этом сезоне.

Кроме Виньялеса, кто еще из молодых гонщиков привлек ваше внимание?

Что ж, думаю, мы все должны сказать, что в данный момент интересен Джек Миллер, и Маркес-младший. Оба интересны.

Есть кое-кто еще, кто уже в MotoGP, и от которого я в этом году жду серьезных дел — это Скотт Реддинг. Я правда думаю, что Скотт получил более совершенный аппарат по сравнению с прошлым годом, и что мы сможем увидеть в его исполнении нечто особенное.

В случае с Миллером будет интересно оценить его уровень, когда тесты закончатся и начнутся реальные гонки. Где он окажется в пелетоне. И тогда понаблюдаем, как он по ходу сезона будет становиться пилотом MotoGP.

Оба гонщика Suzuki тоже. Алейш Эспаргаро уже выступает некоторое время, в прошлом году он на Ямахе открытого класса показал, что может навести небольшого шороху среди лидеров. Надеюсь, они с Виньялесом будут подгонять друг друга и продолжат работу над этим Suzuki. Надеюсь, этих двух парней ждут серьезные дела.

На Априлию будет тоже интересно посмотреть, увидеть, как они справляются с разработкой. У них есть Баутиста, который почти так же быстр, как раньше, и тот, у кого много опыта — это Меландри. Надеюсь, их процесс тестирования и разработки продолжается, и что они в какой-то момент сезона смогут стать конкурентными.

Росси будет самым возрастным на стартовой решетке, в 36 он все еще силен. Вас это впечатляет, и как думаете, в чем секрет?

Думаю, Росси там — единственный парень, который все еще получает удовольствие от того, чем занимается. Он не воспринимает это как работу, и наверное, у Маркеса схожий подход. Возьми область СМИ, область спонсоров или область самих гонок, везде приходится себе говорить, что твоя работа — это гонки на мотоциклах, которая весьма хорошо оплачивается.

В любой день моей профессиональной карьеры, когда я был в состоянии сесть на мотоцикл, я говорил: «Да вы шутите! На какой еще срок меня благословили заниматься такой работой?» Мне кажется, очень много гонщиков смотрят на это как на работу. Знаете что? Походите на обычную работу каждый день и тогда узнаете, что такое работа.

Короче, полагаю, подход у Росси такой: «Я все еще в деле, я все еще силен и получаю столько же удовольствия, как после первого раза на гранйприйном байке».

Знаете, первый раз я увидел Росси, когда он гонял на мини-байках по маленькой картинговой трассе в Мизано в 1989-м, когда ему было десять. Мой друг по имени Альдо Друди сказал, что мне надо прийти и посмотреть на гонку сына Грациано.

Мне тогда очень понравилось, что на нем была реплика шлема Шванца. Это было весело, потому что он и его напарник были значительнее быстрее детишек, уже тогда Росси был гораздо лучше. Я к тому, что это было понятно даже на маленькой трассе с маленькими мотоциклами. Повороты он проходил гораздо быстрее других детей. В это было невозможно поверить.

Интересно знать его с детских лет. В чем он лучше остальных, как по мне — так это в наслаждении всем этим. Он отлично проводит время, занимаясь тем, чем занимается, и любит свое дело.

Вы можете сказать, что Росси сильно изменился за все то время, что вы знакомы? Или он остался такой же личностью, какой и был?

Ага, совершенно верно. Он один из немногих, на кого не повлияла слава и богатство, это точно.