Рейтинги гонщиков MotoGP — 2014 (часть 1)

Перед стартом второй части этого сезона есть хороший повод еще раз проанализировать успехи и неудачи участников чемпионата MotoGP и подвести промежуточные итоги. Журналист Дэвид Эммет с портала motomatters.com оценил текущий уровень каждого гонщика по десятибалльной шкале.

Очередность соответствует позициям в личном зачете чемпионата.

Марк Маркес MotoGP 2014

1. Марк Маркес | Honda RC213V | 225 очков | Оценка 10/10

Кампания-2014 Марка близка к идеальной. С учетом 9 побед в 9 гонках, казавшиеся неприкасаемыми рекорды Джакомо Агостини под серьезной угрозой. Еще 1 победа и Маркес сравняется с 10 победами подряд Мика Дуэна, еще 3 победы — и он обойдет Дуэна и Джона Сертиза, сравнявшись с Майком Хэйлвудом. Ставить на обратное — также разумно, как и вложить все деньги в акции компании Cynk.

Злорадствующая часть меня — обычно я даю ей волю — уцепится за тот факт, что за 9 гонок Маркес дважды упускал поул, а это повод не считать сезон испанца идеальным. Еще он 4 раза падал с мотоцикла — серьезная претензия к тезису о безупречности. Но даже аварии произошли с ним очень «вовремя» — та, в которой он получил травму, случилась в ходе тренировки за 4 недели до старта сезона. Этого как раз хватило, чтобы как следует восстановиться и взять в Катаре поул и победу, и с тех пор он становится только лучше.

Однако, реальная сила Марка в том, как ему удается справляться с давлением. На каждой гонке ему задают одинаковые вопросы — думает ли он о тех рекордах, которые побил, и когда, по его мнению, эта полоса закончится? На каждой гонке он дает одинаковые ответы — люди помнят титулы, а не рекорды, а когда закончится победная серия… это не важно. Как утверждает Марк, важно гарантировать себе высокую позицию при неизбежном наступлении момента, когда он не сможет выиграть гонку. Трудно сказать, думает ли он так на самом деле, но, судя по его выступлениям — похоже, что да. Маркес продолжает находить новые способы добывания побед, и находит новые возможности для победы над соперниками. Все это время именно он прессовал конкурентов, а не они его.

Когда победная серия Марка наконец окончится? Если посмотреть на его соперников, то сложно понять, где они могли бы взять верх. Хорхе Лоренсо и Валентино Росси попытаются дать бой Маркесу в Брно, Сильверстоуне и Филлип-Айленде — треках, которые традиционно подходят Ямахам. Но, опять же, то же самое мы говорили про Муджелло, Барселону и Ассен, не так ли?

Дани Педроса

2. Дани Педроса | Honda RC213V | 148 очков | Оценка 9/10

Уберите тот феномен, которым является его напарник по Repsol Honda, и Дани Педроса возглавил бы чемпионскую гонку-2014, с хорошими шансами взять свой первый титул в MotoGP. Такова судьба Педросы в Гран-При — ощущение, что он каждый раз просто упускает чемпионство, хотя он либо получал травмы, либо его обходил товарищ по команде. В данный момент Педросу можно на законных основаниях считать лучшим гонщиком, который никогда не выигрывал MotoGP. Это не та роль, которую ему хотелось бы играть.

Как и у Маркеса, особенность этого сезона Педросы — в постоянстве. На подиум он не попадал дважды — в Ле-Мане и Муджелло, но, опять же, это скорее из-за травмы, а не чего-то еще. Сейчас испанец восстановился после операции на запястье, что позволяет ему снимать по десятке на круге.

У Дани были проблемы в начале сезона, когда его команда сменила стратегию. В прошлые годы Дани был сильнее всего на старте и первых кругах, пытаясь пораньше оторваться и сбежать от лидеров. Недостатком этой стратегии были ситуации, когда у Педросы начинало что-то идти не так, и если его догоняли, то он почти не сопротивлялся, так как мотоцикл был настроен на первые круги, а не на последние. В этом году его команда сосредоточилась на второй части заезда, но Педросе стало трудно бороться в начале гонки. Начиная с Барселоны, команда стала искать наилучший компромисс между «долговременной» динамикой и быстрым отрывом. Еще немного, и Дани сможет навязать Маркесу более серьезную борьбу.

И правда — он чуть не прервал победную серию Марка. Гонка в Барселоне показала, что Дани прессовал Маркеса по-максимуму. Действующий чемпион заметил, что Педроса был быстрее, и ему пришлось менять траектории, чтобы отбиваться от атак Дани на последнем круге. Все сработало идеально, спровоцировав Дани ошибиться. Предупрежден — значит вооружен, и Педроса не должен снова допустить такую ошибку. Получит ли он второй шанс?

Валентино Росси

3. Валентино Росси | Yamaha YZR-M1 | 141 очко | Оценка 9/10

В конце 2013-го Росси сделал рискованную ставку, уволив Джереми Берджеса — самого авторитетного шеф-механика в своем деле, и заменив его Сильвано Гальбусерой, у которого большой опыт в Мировом Супербайке. При этом в Гран-При его почти никто не знал. В тот момент обосновывал шаг тем, что ему нужна «новая мотивация». Я, как и многие, опасался худшего — что черная полоса итальянского ветерана продолжится, и он объявит об уходе посреди сезона.

Мы все ошиблись. Валентино Росси в 2014-м выступает так же хорошо, как и всегда это делал, оставаясь лучшим в стане Yamaha. Все дело в более высоком классе Гальбусеры по сравнению с Берджесом? Лично я в этом сомневаюсь. По-моему, разница «в гайке между клипонами руля», как говорят механики. Это сам Росси стал лучше, дополнительный темп придают скорее внутренние, а не внешние факторы.

Если вся разница сводится к Росси, то нужно ли было увольнять Берджеса? Да, и Валентино знал об этом до увольнения. Росси нужно было рискнуть на глазах у всех, чтобы заставить себя измениться, поменять свой стиль езды, чтобы сильнее свешиваться с байка, изменить свою подготовку, свой подход. Страх неудачи фантастически мотивирует итальянца.

Однако, успех Росси связан не только с Гальбусерой. Помогли и другие факторы. Yamaha M1 стала лучше, чем в том году, повысилась стабильность на торможении. Росси, по его словам, может тормозить на 10-20 метров позже, чем в 2013-м, и это вносит свой вклад. Новые шины Bridgestone тоже помогли — более жесткие составы больше ему по вкусу, чем мягкие типы прошлых лет. Вале всегда предпочитал жесткие покрышки, и сейчас — когда и мягкий вариант стал потверже — он извлекает выгоду из этого.

Где у Росси реальные проблемы, так это в квалификациях. В этом году он ни разу не стартовал с первого ряда, и временами оказывался на четвертом. Проблема — в новом формате квалификации, к которому Валентино все еще не приспособился. Он привык настраиваться на быстрый круг, а не отжигать с самого начала. Если он найдет свой подход к 15-минутному квалификационному формату, то у него будут более выгодные позиции для борьбы.