Колонка Indian: Жизнь и судьба Бэна Списа (интервью, ч.1)

Звезда Бэна Списа в мотоспорте погасла слишком рано — крайне неудачная травма плеча вынудила его уйти в отставку, когда ему едва исполнилось 29. В большом интервью сайту crash.net он рассказывает о своей гоночной карьере, чемпионском опыте в американском и мировом Супербайке, а также объясняет, что у него пошло не так в MotoGP.

(Интервью состоялось после американского этапа в Остине, в начале апреля)
_____________________________________________________________________________________

В 2012 ты последний раз по-настоящему был в форме и гонялся, сильно скучаешь по гонкам?

— Очень по ним скучаю, мой образ жизни сильно изменился, потому что я участвовал в гонках с 8 лет, и в принципе, с 13 — на профессиональной основе. Так что без этого трудно, потому что у тебя много друзей, которые становятся как семья. И еще, по этой же причине, когда в конце 2012 я получил реально серьезную травму в Малайзии, я попробовал вернуться в 2013, ничего не получилось, и я опять поломался. Я больше никогда не смогу полностью восстановить свое правое плечо.

Насколько все серьезно с твоим плечом сейчас? Оно напоминает о себе в повседневной жизни?

— По-разному, если я работаю руками в гольф-клубе или кидаю мячи в бейсболе, с ним не все ОК. Но если поднимать обычные вещи — тогда ОК. Но оно все еще достает меня, и даже на прошлой неделе я просыпался, а плечо выходило из сустава, так что ничего хорошего!

Я всегда был из тех людей, которые, как говорится, спокойные, или интроверты, и это правда, но это из-за того, что я был сильно сконцентрирован на важных делах. В принципе во всем, что мне надо было держать на контроле, будь это тренировки, диеты или мой мотоцикл, всем этим я занимался, чтобы лучше выступать. Много чего надо контролировать, и я старался изо всех сил, и неважно, сколько я потрачу на восстановление, как бы не пытался — мое плечо никогда не станет настолько здоровым, чтобы снова гоняться.

Здорово ли оно настолько, чтобы просто кататься? Возможно, но чтобы ездить на таком уровне — нет, такого нет, и единственное, что меня ждет в этом случае, как я считаю — это новые травмы. Если я не могу работать там, где все знаю на уровне подсознания на 100 процентов, то… я не такой парень, которые пойдет туда только чтобы пополнить численность. Состояние моего плеча такое, что оно и близко не позволяет гонки, а если я снова ударюсь о землю, то понадобится полная замена плеча. В общем, оно того не стоит, врач мне говорил, что этим я больше не могу заниматься, это просто небезопасно.

Когда я выступал, мне сильно везло, но последние полтора сезона были так себе. Когда я смотрю на всю свою карьеру, думаю, я был довольно везучим, так как не получил особо много травм и мог заниматься много чем стоящим. В Европу, в принципе, я перебрался поздновато, чтобы добиться большего, но я могу оглянуться и ни о чем не пожалеть. Я скучаю по ним, это точно, но конечно знаю, что там нет ничего такого, ради чего я мог бы вернуться и сделать лучше — меня это не расстраивает. Я люблю смотреть их по ТВ и все еще остаюсь их частью.

Но мне легче от осознания того, что мое неучастие в гонках — то, с чем я ничего не могу поделать.

Ты сказал, что надо было бы переехать в Европу раньше — это когда, после твоего первого титула в AMA Superbike?

— Наверное, я был готов уехать в конце 2006 и совершенно точно — в конце 2007. Я перешел в WSBK и мне правда понравилось, было реально весело, а потом я пришел в MotoGP. В Европу я попал после AMA, но на самом деле, у меня никогда не было стремления перебраться в Европу. Я просто гонялся в Америке. Но после завоевания трех титулов в АМА все мне говорили, что я должен поехать в Европу, так что я переехал в Европу и смог победить в 2009.

После этого передо мной встал вопрос — идти в MotoGP или нет. Все вроде считали, что мне надо в GP, ну я и перебрался в GP. Могу сказать, что я так и не смог приручить гранприйный байк и ни разу не выжал из себя максимум, но еще, когда я смотрю на Хорхе, Кейси и Марка — то знаю, что в свое время я мог бы победить этих самых быстрых парней.

Я смог в Ассене (в 2011), и еще пару раз был близко к победе, но еще я знаю, что если говорить на эту тему — я не смог бы победить в чемпионате, я могу это сказать. Может, если бы я там был пару лет, мне бы выпал такой «одноразовый» шанс, как у Жибернау или Ники (Хэйдена). Но я не из тех, кто может быть «в обойме» каждый год и бороться за чемпионат, могу признаться в этом.

Как думаешь, это все из-за того, что внутри тебя ничего не говорило «я должен попасть в MotoGP», и как следствие, ты попал в Европу гоняться в WSBK и GP, потому что этого ждали от тебя?

— Скорее всего так, и в этом все дело. Я всегда любил MotoGP, следил за ним, был большим фанатом, но во мне никогда не было того драйва, который тянул бы меня туда, будь он моей мечтой. Конечно, мне понравилось в MotoGP, но там был другой образ жизни по сравнению с АМА и WSBK, но я знаю, что если бы не сделал этого, то оглядывался бы назад и говорил «блин, надо было попробовать», и было бы много разных «а если».

В общем, ничего такого я не испытываю. Я побеждал в WSBK и побеждал в AMA. Я не победил в чемпионате GP, но не так уж много людей смогли это сделать. Я ездил в заводской команде, выиграл гонку и несколько раз приезжал на подиум, так что мне незачем оглядываться и о чем-то жалеть. Единственное «если», которое наверное надо было сделать — подольше задержаться в WSBK или пораньше уйти в GP, но не так уж много вещей, на которые я оглядываюсь и строю предположения.

Я сделал все, может, не в том порядке, но так в любых гонках, хотя думаю, что мы принимали верные решения в большинстве случаев, и в конце концов я знаю, что если бы я пришел на пару лет раньше, то единственное, что я упустил — наверное, один титул в правильном месте в правильное время.

Но я знаю, что прямо скажем, я был не настолько быстрым, чтобы стать двух- или трехкратным чемпионом MotoGP. Я не был таким быстрым, но лучшая пятерка или шестерка, без сомнения — это же самые быстрые парни в мире? Это трудно, и я понимаю, что это было практически невозможно, глубоко в душе я понимаю это. Это важно, и вот поэтому и могу с этим жить.

Похвально, что ты признался в этом, ведь это редкость среди спортсменов — сказать, что они были достаточно хороши для того, чтобы выступать среди лучших, но не для того, чтобы постоянно быть чемпионами…

— Ага, а я признаю. Причина, по которой я в этом признаюсь — я повидал очень много гонщиков, которые после ухода говорили, что поступи они иначе тут или там, то смогли бы победить. Когда мне было 16 или 18, это меня сильно бесило, и поэтому я говорю — я сделал все, что было в моих силах, а это значит, что мне вообще не о чем жалеть.

Если кто следил за моей карьерой с тех пор, как мне было 15 и до последнего года, то видел, что я нигде не доминировал. Единственным доминирующим сезоном был 2009 в WSBK. Я каждый год боролся за любые способы победить. Я никогда не был тем, кто задает темп. У меня нет такого врожденного таланта, как у Кейси или Марка, и мне приходилось надрывать задницу, чтобы все получалось. Вот почему я понимаю, что перейдя в GP, я отдал ему всего себя.

2010 был хорошим годом, 2011 — приличным, и я выиграл гонку, а в 2012 думал, что у нас много скорости, но нам не повезло. Конечно, я ошибался, но у нас было столько проблем с байком, что это просто смешно. Мы пытались, что-то делали, а байк ломался, потом пытаешься наверстать и делаешь ошибки, короче, это был плохой год, а там еще и травма.

Я знаю, что отдавал GP столько, сколько мог на протяжении пары сезонов и знаю, на что был способен, и вот поэтому я могу жить, понимая, что мог победить в нужный день. У нас это получилось, и в Валенсии (в 2011, где Спис отстал всего на 0,015с) мы тоже могли выиграть у Кейси, и я знаю — если все шло как надо, как в Ассене, то я мог побеждать.

Кейси не выиграл ту гонку в Ассене из-за чемпионата, но у меня был один из таких дней — все гонщики знают о таких днях — когда не важно, что случится. Если бы Кейси попытался ускориться, я бы поехал еще быстрее, в тот день меня невозможно было побить.

Приятно знать, что в такой день я смог побить самого быстрого, но раз на раз не приходится. Я вполне взрослый, чтобы знать об этом, и поэтому во мне все это уживается — то что нами сделано, так что это была вполне хорошая карьера.

Ты провел 4 года в AMA Superbike, в те времена доминировало ваше противостояние с твоим сокомандником Мэтом Младиным — это очевидно. Год назад, когда ты ушел, он назвал тебя ссыкуном — ты не ответил, но каким ты видишь его как гонщика?

— Он был одним из самых талантливых гонщиков, с которыми я выступал, и я знаю, что то же самое он скажет обо мне. Если вы спросите, кто был самый быстрый парень, против которого он гонялся, он упомянет меня. Я гонялся с другими гонщиками, вроде Марка и прочих, и могу сказать, что он был одним из самых талантливых гонщиков.

В то время он был самым талантливым супербайкером из всех, с кем я выступал. Один из самых больших мудаков в мире? Ага, он был настоящим ху**ом, но как гонщики мы оба больше остальных подстегивали друг друга в наших играх. Но если вы не выступали с нами в те годы, то вам не понять. У нас обоих были хорошие байки, но мы очень сильно давили друг на друга, и потому отрывались вообще ото всех.

Могу честно сказать, что победы в тех гонках, после Ассена в MotoGP или финала WSBK, подарили мне самые лучшие эмоции. Победа в Лагуне Секе в 2007, когда я взял титул с преимуществом в 1 очко. Кто бы не выиграл ту гонку — он бы выиграл чемпионат. В нашем противостоянии была… почти что ненависть, так что дело было не только в победе в гонке — надо было пересечь черту, (оглянуться) и сказать «я надрал ему задницу!». Меня и его подпитывало понимание того, что побеждаю я, и все вылилось в самое серьезное соперничество, которое только было в мотогонках, честно.

Знаю, что Кевин (Шванц) и Уэйн (Рэйни) были серьезными соперниками, но у нас с ним все далеко зашло! Мне смешно, когда он отпускает такие комментарии, потому что если люди в курсе обо всей той фигне, через которую мы прошли, когда гонялись, то это нонсенс! Он был хорош в психологических играх, и он из тех парней, которые ничего не делают просто так. Когда он говорит подобное, то это только ради привлечения внимания к себе.

Я про это всегда знал, что он может такое сказать, единственное, на что хочу ответить — если он считает меня ссыклом, то я побеждал его 3 из 4 раз и был единственным парнем, который мог сделать его на таком же мотоцикле. Все говорит само за себя, и я особо никогда не хотел отвечать, перетирать с ним, но все, что вылетает из его рта — не сюрприз.

Все равно забавно, потому что он может отпускать комментарии о моих травмах или называть меня ссыклом из-за ухода, но он и понятия не имеет, насколько серьезны мои травмы. Я не говорю, что ему надо понять или знать, но трудно делать такие комментарии, если не знаешь. Удивляет меня это? Нет.

Как в Техасе обстоят дела с талантами на данный момент?

— Не особо хорошо. Тяжело это говорить, потому что те деньги, что есть в серии, вынуждают гонятся в основном на уличных байках, а такого нет больше ни в одной стране. Я бы сказал, что там есть один паренек, который — я знаю на 100% — может выстрелить. Не знаю, насколько он может быть хорош, но он может войти в топ-15 райдеров всего мира, такой потенциал у него есть.

Кто это?

— Кэмерон Баубер. Он хорош, и я слежу за ним с тех пор, как он начал выступать, на следующий год он поломался, а его напарником был Маркес. У паренька большой талант и я всегда замечал, что не важно где он и в каком классе гоняется, если кто-то быстрее него, то он найдет способ быть еще быстрее. Просто его замедляют те, с кем он выступает. Кроме него… на сегодняшний день реально нет никого, кто бы присутствовал в топ-15 райдеров мировой сцены, кроме него, конечно. Я знаю, что это так.

Как сильно повредило американскому Супербайку ужимание до 5 этапов, лимитированное ТВ-вещание и другие ограничения?

— Очень сильно. Меня это малость раздражает, потому что в экономике плохи дела, и все это правда плохо, но посмотрите, сколько там (в Европе) испанских гонщиков и поглядите на их экономику. Как такое может быть? Такое возможно, потому что у серии есть собственные пилоты и им даются шансы, я не говорю об их талантах, потому что это отличные гонщики, но если вы взгляните на то, какая большая Америка и как можно было бы все хорошо организовать, как много людей тут живет… Вы не думаете, что тут найдется пять парней, которые заслуживают быть там?

У нас нет чемпионатов или механизмов, чтобы их туда продвинуть. Когда вы смотрите на экономику, то здесь мы вроде не худшие. Думаю, Dorna следует организовать тут чемпионат, потому что так можно проложить дорогу многим американцам, да и европейцам, которые не могут попробовать там, но смогут получить шанс здесь. Это даст нам нужное разнообразие и больше пилотов. Для этого нам нужно смотреть с других углов, но что экономика подкосила гоночные серии — это точно.

Ясно, что есть ребята, которые из-за этого никогда туда не попадут, и я надеюсь, что хотя бы парни вроде Баубера получат шанс пробраться дальше. Не иначе, там он будет быстрейшим американцем.

Кроссовые гонки здесь все еще популярны или только в дорожных гонках сложности?

— Особо серьезными они тут никогда не были, но они конечно стали слабее, чем были. Я ими занимаюсь ради веселья, но там все сложно как никогда.

В эти выходные ты был в Остине, помогал комментировать MotoGP. Что привело тебя к этому?

— Я не буду заниматься этим на постоянной основе, но мне нравится смотреть гонки, и я понимаю, что мое физическое состояние больше не позволяет мне участвовать в гонках, но мне все равно хочется быть причастным к ним. Люблю объяснять происходящее на треке для людей, которые не совсем все понимают, или еще лучше для людей, которые понимают почти все, но так или иначе, все понимаешь лучше, когда рассказывает тот, кто был там.

Там все иначе, и среди тех, кто ничего не знает, есть такие, которым не хочется узнать больше, но людям, которые давно смотрят, присутствие специалиста помогает лучше все понять. Я не буду комментировать все гонки, но в будущем я бы точно хотел поработать на американских этапах.

Еще ты все больше и больше уделяешь внимание твиттеру…

— Ага, и сейчас я могу говорить все что хочу. Я ничем не связан ни с одним производителем, ничего не имею против каких-то производителей, но теперь я могу говорить все прямо.

Если взять остальную часть года и участие в ТВ-проектах, насколько тебе важно участвовать в жизни мотосообщества, помогать ему?

— Хотелось бы ненадолго выключиться, но оставаться где-то рядом со спортом. Я начал работать с властями штата Техас, чтобы продвигать безопасное мото-вождение. Стараюсь помогать по-разному, и не только в гонках. Я хочу быть частью гонок, но еще хочется сделать небольшой шажок в сторону.

В свете безопасности вождения тут, в Техасе, что думаешь, когда видишь людей, катающихся без шлема? Думаешь, стоит ли это изменить, если оно поможет повысить безопасность на дорогах?

— Как послу (безопасности) мне не хотелось бы говорить «вам надо делать так или так», но лично я одобряю уличную езду в шлеме. Не то чтобы без него плохо, но это закон и его тоже нужно уважать. Всегда одобрял езду в шлеме, но я могу понять людей, которые не хотят одевать шлем, когда запрыгивают на свой скутер для того чтобы проехать полмили до Старбакса со скоростью 20 миль в час.

Я это понимаю, им нужна такая свобода, но также понимаю, что всему свое время и место, а езда по шоссе — это не то место. Могу понять причины не одевать его, и я бы тоже не одевал, если бы просто катался по парку или по району, но думаю, что есть ситуации, когда он пригодится. Я его одобряю, потому что чертовски жестко бился головой в лучших шлемах мира.

Какой благотворительной работой ты занимаешься?

— Работаю с организацией «Любовь — детям», которая помогает детям, у которых, в общем-то, ничего нет. У кого-то нет семьи, у кого-то — денег, и мы собираем их вместе на Рождество и День благодарения. Это направление благотворительности основал мой дед в конце 70-х и нас там много — звезд спорта, ковбоев, техасских рейнджеров — все заняты общим делом.

Есть пара тысяч детей, которые собираются там все вместе, я и общаюсь с ними, даю автографы, раздаю еду. Быть среди этих ребят довольно удивительно, понимаешь, насколько тебе повезло.

*конец 1 части…

Жизнь и судьба Бэна Списа