Колонка Indian: Путь Ducati. 10 лет итальянского присутствия в MotoGP (ч.7)

 

2011 — 2012: перестройка и последствия

 

Прециози, Росси и Desmosedici - первое знакомство

Прециози, Росси и Desmosedici — первое знакомство

 

Покупка Росси за 18 миллионов евро была не единственной статьей расходов, на которую пошла команда. Через несколько дней после этого анонса прошла еще одна громкая новость — Ducati уходила из WSBK (хотя частная Althea Racing не осталась без поддержки завода), чтобы бросить все силы на MotoGP. В Борго Панигале решили принять философию постоянной модернизации мотоцикла, что требовало дополнительных средств. Новым партнером красной команды стал Mercedes в лице своего суб-бренда AMG. Но главное наступление немецкой армады на итальянскую территорию было впереди.
 
* * *
Вале впервые сел на Desmo в Валенсии на следующий день после гонки, в которой Стоунер смог занять 2-е место. Несмотря на это, попробовать «выздоровевший» GP10 ему не удалось — у команды уже был готов новый GP11, немного отличавшийся и технически, и внешне. Некоторые журналисты сравнивали новую форму обтекателя с самыми первыми Desmosedici, но на самом деле довольно унылая физиономия нового байка скорее напоминала тупоносые вариации GP8/ GP9. От предшественника новинка сохранила хвост с упрятанным в пластик глушителем и боковые анти-крылья, необходимые для дополнительного прижима переднего колеса.

На фоне очередных изменений электроники и шасси опять встал вопрос целесообразности Twin Pulse. Версия Кейси о том, что шасси явно конфликтовало с таким мотором, была правдоподобна и подтверждалась практикой, но ведь еще был и Хэйден, и даже Барбера, которые сочли GP10 вполне мягким и удобным. Окончательное решение вопроса возложили на Росси. Попробовав на тестах и screamer, и big-bang, он остановил выбор на текущей схеме, причем с базовыми настройками шасси «как у Кейси».

Росси был впечатлен скоростью Desmosedici, но не его управляемостью

Росси был впечатлен скоростью Desmosedici, но не его управляемостью

 

У Росси с новой техникой не срослось сразу. Ноябрьские тесты он закончил 15-м из 17-ти, Ники при этом был впереди. Пока это можно было объяснить отсутствием привычки и больным плечом, котороые донимало Вале еще с зимы. Так как контракт с Yamaha продолжал действовать, №46 не мог поделиться с общественностью оперативными комментариями про первое знакомство, и за него это сделал Прециози. Приоритетом развития GP11 он обозначил постройку такого байка, на котором «Валентино почувствовал бы себя Валентино». Пока речь шла о настройках и обновлении отдельных деталей, вроде клипонов или седла. Вскоре станет понятно, что этим ограничиться явно не получится.
 
* * *
На следующих тестах в Сепанге заводским подогнали новые версии Desmo. Внешне они отличались более «пухлыми» обтекателями без анти-крыльев и классической для красных выпускной системой, где один глушитель был вживлен в хвост, второй был исполнен в виде авиационного сопла перед задним колесом (тот вариант, что был на первых тестах и презентации, отличался боковым глушителем а-ля Honda/ Yamaha). А первая версия досталась Карелу Абрахаму.

Росси снова пробует сетапы Кейси и Ники, и на этот раз настройки американца ему понравились больше. В конце-концов он заканичвает в секунде от времени лидера, сняв с собственного результата 0,8 с. Хэйден по-прежнему быстрее.

Desmоsedici был хорош на разгоне и торможении, не страдал сильной зависимостью от температуры шин и позволял брать высокий темп с самого начала. Но с жесткостью карбоновой рамы определенно перебрали, поэтому нужно было искать гибкость в других местах. Например, в шасси. Команда использовала для GP11 тот же вариант передней подвески, который в прошлом году предложил Стоунер, с более тонкими картриджами. Но главная проблема мотоцикла была все же не в этом. Как заметил Вале, аппарату требуется более «грязный» стиль пилотирования, и он все никак не мог к этому стилю адаптироваться.

В таком виде GP11 предстал на презентации (раскраска уже без одиного намека на Marlboro)...

В таком виде GP11 предстал на презентации (раскраска уже без одиного намека на Marlboro)…

 

... но в Катаре он выглядел немного иначе (обтекатель без антикрыльев и с более округлым "вырезом" под переднее колесо)

… но в Катаре он выглядел немного иначе (обтекатель без антикрыльев и с более округлым «вырезом» под переднее колесо)

 

* * *
Катарский этап прошел блекло. Зато в Jerez de la Frontera дукатисты, благодаря дождливой погоде, смогли побороться за подиум. Desmo обычно хорошо себя вели на мокром асфальте, чему подтверждением стал прорыв Росси с 12 места на 3 уже на 8 круге. Впереди Доктора оставалось только два райдера — Стоунер и Симончелли. Марко пока был вне пределов досягаемости, но Кейси явно можно было обогнать. Тогда Вале рискнул, поднырнул под австралийца… и обоих вынесло с трассы. Росси вернулся в гонку, но отличная возможность замахнуться на победу была утрачена — он пришел только 5-м, не в последнюю очередь из-за сходов впереди идущих пилотов. Хэйден был аккуратнее и заехал 3-м. В том уик-энде пилотам дали опробовать сырую версию будущего GP12. В отличие от текущей версии, литровый прототип во всем понравился и Вале, и Ники.

В Эшториле Росси вполне прилично катил на 4-й позиции, пока в самом конце эту позицию не забрал Довициозо. На следующий день команда опробовала обновки — перепрошитая электроника, перенастроенный двигатель… но опять эта секунда отставания.

Херес. Вале вполне мог претендовать на победу, если бы не потерял байк прямо перед носом у Стоунера

Херес. Вале вполне мог претендовать на победу, если бы не потерял байк прямо перед носом у Стоунера

 

Хэйден был более рассчетлив и смог привезти байк на подиум

Хэйден был более рассчетлив и смог привезти байк на подиум

 

Ле-Ман. Росси уступил Дови позицию, но все же взял призовое место

Ле-Ман. Росси уступил Дови позицию, но все же взял призовое место

 

Команда привезла в Ассен знакомую тупоносую модификацию. Это был GP11.1 с бесшовной трансмиссией и шасси от будущего GP12. Такой боковой глушитель будет периодически появляться и исчезать в течение всего сезона

Команда привезла в Ассен знакомую тупоносую модификацию. Это был GP11.1 с бесшовной трансмиссией и шасси от будущего GP12. Такой боковой глушитель будет периодически появляться и исчезать в течение всего сезона

 

Очередной дождевой этап выпадал на Ле-Ман. Вале опять закусился с Андреа и снова проиграл позицию, но в этот раз оба попали на подиум — Дови стал 2-м, Вале — 3-м. Начало сезона для дукатистов складывалось вполне неплохим. У команды после 4 гонок было 2 подиума, но мотоцикл все равно лучше не становился. В мае красным опять травили душу новым GP12 — то были тесты в Муджелло. Прециози решил, что раз такое дело, то может, стоит дать гонщикам новый байк уже сейчас? Нужно было только поменять мотор и перенастроить шасси. Так появилась гибридная модификация GP11.1, на которой еще и впервые ставилась безшовная трансмиссия. На таком аппарате Вале неплохо провел гонку в Ассене, приехав 4-м, Хэйден на стандартной версии пришел следом. Так как завод был ориентирован в первую очередь на обновки для Росси, американцу пришлось ждать такого же мотоцикла несколько недель.

Немецкий этап опять спутал все карты. Вале провалил квалификацию, но в гонке смог дотянуться до Хэйдена. В итоге обоих сделал Баутиста на Suzuki и заехал на 7-е место. Вдруг GP11.1 показал себя с другой стороны — вполне возможно, этот вариант развития был тупиковым.

На Доктора и его команду валится все больше проблем. На этап в Лагуна Секе ему привезли сразу 2 варианта — старый и новый. Таким образом, о нормальном подборе настроек на гонку речи не шло, вместо этого надо было решать, какой вариант байка перспективнее. В общем, в Лагуне дукатисты стали больше ориентироваться на разработку, чем на реальный результат. Хотя 46-й все еще был в зачете четвертым, а 69-й — пятым, чемпионат явно уезжал от обоих. Итоги гонки были привычные — Вале 6-й (на GP11.1), за ним Ники (GP11).

В Чехии все увидели еще более грустную картину. После гонки прошли очередные испытания новых литровых прототипов, на этот раз была и Yamaha, и Honda. Хорошая возможность для сравнения, но только не для итальянцев. Они решают, что с байком будущего года полный порядок, и в приоритете должен находиться как раз текущий. Тут-то и прозвучало предложение Росси попробовать сменить материал рамы. Прециози, конечно, не видел необходимости в таком шаге, но решил не спорить с гонщиком за 18 миллионов евро. Это направление уже было в работе.

Результаты были представлены в Арагоне. Там GP11.1 красовался с алюминиевым монококом. Обновка представляла собой ту же самую деталь, только из другого материала. В этом было рациональное зерно, так как можно было быстрее и дешевле определить нужную жесткость для рамы, чтобы потом использовать эти данные для изготовления карбоновых монококов «правильной» жесткости. Алюминий был проще и дешевле. Конечно, углеволокно еще могло вернуться, но можно было предположить, что его отправили на покой окончательно. В новом темпе постоянных модернизаций карбоновая деталь не вписывалась в эту философию — на изготовление новых уходило слишком много времени. Ducati потратила много сил на разработку этого направления, и теперь оказывалось, что оно не имеет перспектив. Еще весной кураторы Ducati GP были абсолютно уверены в том, что превращать Desmo в Ямаху бессмысленно. Но первый шаг уже был сделан, и скоро за ним последует следующий.

Филипо был прав — алюминий ничего не изменил, и результаты Арагона и близко не напомнили прошлогодний триумф красной команды. Через несколько дней на очередных тестах GP12 стало известно, что алюминий пустил свои корни глубоко и прочно. Литровый прототип не только терял карбоновый монокок, на который был рассчитан изначально, он даже не перенимал у последней версии GP11 его алюминиевый аналог. GP12 должен был строиться вокруг японской «диагоналки».

Капиросси наконец-то снова был за рулем Ducati...

Капиросси наконец-то снова был за рулем Ducati…

 

... но это возвращение лишь приблизило его решение об уходе из мотоспорта. В Мизано последовало официальное заявление. "Предварительное" прощание расстрогало Лориса

… но это возвращение лишь приблизило его решение об уходе из мотоспорта. В Мизано последовало официальное заявление. «Предварительное» прощание расстрогало Лориса

 

Свою последнюю гонку Капирекс провел с номером 58 - в память о Марко Симончелли

Свою последнюю гонку Капирекс провел с номером 58 — в память о Марко Симончелли

 

Там же, в Валенсии. Баутиста записывает на свой счет сразу 3 сбитых Desmosedici

Там же, в Валенсии. Баутиста записывает на свой счет сразу 3 сбитых Desmosedici

 

Естественно, дукатистов из сателлитных команд все эти перемены не касались. Ездили на том, что получили в начале сезона.

Последняя часть чемпионата прошла еще печальнее. Росси после Арагона ни разу не доехал до финиша, Хэйден не поднимался выше 7 места. Окончательно их добил Альваро — на старте финальной гонки ошибся с торможением и вынес сразу трех дукатистов (заводчан и Де Пюнье).

Последние надежды связывались с новым прототипом, от которого в течение года шли только положительные эмоции. Но на межсезонных тестах между Росси и Репсолями опять встала та непреодолимая секунда. Какой бы шаг не делали в Ducati, конкуренты шагали шире.
 
* * *
Год стал крайне неудачным не только для основного состава. Абсолютно никаким вышло возвращение Лориса Капиросси. Вместо высоких результатов он прошел через череду аварий и тяжелых травм, хотя рассчитывал напоследок взять хотя бы еще один подиум. Их у него было 99 за всю карьеру — неплохо было бы округлить число перед уходом… но этого не произошло. Вместо этого бедняга Лорис лишь 8 раз довел гонку до конца, по итогам года став 17-м из 17 гонщиков.
 
* * *

Росси и Хэйден - еще год вместе

Росси и Хэйден — еще год вместе

 

GP12 на зимних тестах в Сепанге. Уже вовсю блестит алюминием

GP12 на зимних тестах в Сепанге. Уже вовсю блестит алюминием

 

Новый регламент заставил завод подтянуть своих сателлитов. В 2011-м красная компания выглядела очень разношерстно. Самым продвинутым был байк Росси, с опозданием те же обновки получал Хэйден. Прамаковцы ехали на GP11, аналогичный заводскому от начала сезона, Абрахаму досталась тупоносая версия той же модели, что была на осенних тестах-2010. Эктор Барбера и вовсе гонялся на устаревшем GP10. Теперь сателлитов было меньше (за Pramac ехал один Барбера), но все получили GP12.

У Филипо была еще одна идея для Desmo — двигатель с уменьшенным углом развала. Такая модификация помогла бы сократить базу мотоцикла и придвинуть райдера поближе к переднему колесу, чтобы лучше загружать и чувствовать передок, но в итоге решили оставить L4 как есть.

Малазийские испытания не принесли облегчения, так как между Ducati и японцами оставалась в лучшем случае секунда, иногда больше. Мнения Росси с Хэйденом по поводу новой модели серьезно разошлись — Ники очень понравился байк, наконец-то была налажена ясная связь с фронт-эндом. Вале, в свою очередь, скептически отнесся к этому улучшению. Пробив эту стену, он уперся в новую — недостаточная поворачиваемость.
 
* * *
После катарской гонки Доктор взорвался. Мало того, что в квалификации он отстал на секунду уже не от Стоунера, а от Хэйдена, а в гонке его грубо объехал Барбера, так его отставание от победителя оказалось в 2 раза больше, чем год назад — 33 секунды против 16.

«На нем невозможно ездить, и это почти не зависит от трассы» — такой был вердикт. Конечно, потом за эти слова пришлось объясняться, мол, был на эмоциях и все такое. В отношениях с Ducati Вале перешел грань, разделяющей конструктивную критику от просто уничтожительной. Можно только предположить реакцию Прециози, который шел навстречу предложениям Росси. Теперь оказывалось, что запросы Вале просто игнорируются, и это после прошлого сезона… Так тяжело год у Ducati еще не начинался — лучший пилот команды не знал, что делать с байком, а главный конструктор уже не знал, что еще предложить.

С другой стороны, сама компания в целом была на подъеме и продавала все больше и больше байков. Снова заявили о себе немцы, только не Mercedes, а VW/Audi, которые в апреле 2012-го купили всю Ducati. Наклейки AMG вскоре исчезли с обтекателей Desmosedici. Новое руководство пока не вмешивалась во внутренние дела фирмы.

Вслед за этим последовал позитивный уик-энд во Франции, как всегда, дождевой. В ходе гонки Росси смог сесть на хвост Стоунеру. Конечно, оба не могли не вспомнить Херес-2011. В этот раз №46 довел дело до конца и чисто прошел Кейси на последнем круге. Это было его первое серебро в Ducati — прошлогоднее достижение было улучшено.

В Германии у Росси состоялся разговор с новым руководством. Вольфганг Дюрхаймер (у которого за плечами была работа в Porsche, Bentley, Bugatti) спрашивал насчет планов и уговаривал остаться, но определенного ответа не получил. Немцы стали догадываться, что история с Доктором близится к завершению, и даже новое денежное предложение ничего не решит. Прециози летом 2012-го пошел на отчаянный шаг по стабилизации непростой ситуации. Он выслал Масао Фурусаве (ушедший на бессрочный отдых конструктор Ямахи и создатель M1) приглашение посетить Италию для личной встречи. «Хочу просто сделать наш байк лучше, и не важно, если я после этого потеряю свое место», — поделился о наболевшем Филипо. Масао был тронут решительностью итальянца, но предложение отклонил. Больше у Прециози не было идей, что делать с Десмо…

Ле-Ман. Вале выигрывает дождевую дуэль у Стоунера

Ле-Ман. Вале выигрывает дождевую дуэль у Стоунера

 

Лагуна-Сека. Ники подвозит незадачливого Росси до боксов

Лагуна-Сека. Ники подвозит незадачливого Росси до боксов

 

Летом 2012-го к тестам привлекли гонщиков из Moto2 - Янноне и Реддинга (на фото). Итальянец на следующий год окажется в Pramac Team, англичанин наоборот, не спешит в GP

Летом 2012-го к тестам привлекли гонщиков из Moto2 — Янноне и Реддинга (на фото). Итальянец на следующий год окажется в Pramac Team, англичанин наоборот, не спешит в GP

 

* * *
Последняя гонка перед летними каникулами прошла в Лагуна Секе. Там Вале упал с байка в районе Штопора. Впереди было время подумать о будущем. Вряд ли думать пришлось долго — Ducati не помогали ни крупные обновления, ни мелкие. Свой стиль под Desmo приспособить уже точно не получалось. В августе Вале объявил о возвращении в Yamaha. Стоунеру было жаль, что с Росси они никуда не продвинулись, но решение об уходе он поддержал, назвав его предсказуемым и правильным. Вале пришлось долго извиняться перед фанатами, хотя итог своему пребыванию он подвел в ироничном стиле, назвав единственной проблемой Ducati самого Стоунера, из-за которого Desmosedici казался гораздо лучше, чем был на самом деле.

Последний позитивный результат Вале показал в Мизано, где на байк навесили новый пакет обновлений, включая алюминиевый маятник. Это помогло прийти вторым всего в 4,4 с позади Лоренсо. Правда, Педроса из гонки выбыл, а Стоунер и вовсе находился на лечении из-за травмы ноги.

На этап в Мизано Ducati привезла секретную разработку, на которой Вале сразу смог показать чемпионский темп. Но по неизвестным причинам проект быстро прикрыли

На этап в Мизано Ducati привезла секретную разработку, на которой Вале сразу смог показать чемпионский темп. Но по неизвестным причинам проект быстро прикрыли

 

Последняя гонка с красной командой. Сезон закончился так же плохо, как и начался

Последняя гонка с красной командой. Сезон закончился так же плохо, как и начался

 

Увы, но из мизанской истории не вышло никакого положительного предложения. Оставшиеся гонки дукатисты провели кое-как, по разу приехав 4-м и 5-м. Попрощаться с командой Доктор тоже толком не смог, приехав в последней гонке 10-м. По итогам сезона он стал шестым, Хэйден — восьмым. Эктор Барбера снова стал лучшим из остальных.
 
* * *
Прециози в ноябре 2012-го убрали с поста директора Ducati Corse. На новом месте он должен был курировать разработки дорожных байков, но там продержался только несколько месяцев, пока в феврале 2013-го окончательно не покинул Ducati. Официальной причиной стали проблемы со здоровьем, неофициальной — конфликт с новым немецким руководством, позицию которого высказал Бернард Гобмайер, преемник Филипо. По его мнению, команда слишком заигралась с экспериментами под влиянием Валентино, Прециози же не смог направить работу в нужное русло.

Интересующиеся Формулой-1 не раз слышали мнение о том, что двумя главными соперниками современности были Михаэль Шумахер и Эйдриан Ньюи. Гонщик против конструктора. Они никогда не играли на одной стороне и всегда защищали цвета разных команд. Шумахер становился чемпионом сам, у Ньюи чемпионскими становились его машины. В MotoGP годами происходила почти такая же история — аппараты Прециози против Росси. Потом их дороги пересеклись. Два года они двигались по общему пути, но никакой dream team создать не получилось. Оба закончили проигравшими.