Колонка Indian: Путь Ducati. 10 лет итальянского присутствия в MotoGP (ч.3)

 

2006 – 2007: долгожданный результат и грустные расставания

 

Пресс-конференция открывающего этапа по итогам квалификации. Наконец-то дукатисты могли начать сезон с позитива - первый ряд был в их распоряжении

Пресс-конференция открывающего этапа по итогам квалификации. Наконец-то дукатисты могли начать сезон с позитива — первый ряд был в их распоряжении

***
За последние сезоны зрители привыкли к тому, что основная борьба идет между одними и теми же пилотами, меняются только их команды. Но в MotoGP начинал дуть ветер перемен. События, предшествующие наступлению 2006 года, изменили лицо чемпионата. Ожидался солидный приток новых пилотов, в первую очередь, из GP250. Оттуда прибывал новоиспеченный чемпион Дани Педроса и его конкурент №1 Кейси Стоунер, уступивший титул в младшем классе, но намеревавшийся отыграться в старшем. К сожалению, Бьяджи и Баррос покидали чемпионат, и «старая гвардия» уменьшилась до 4 пилотов – это были Лорис Капиросси, Карлос Чека, Кенни Робертс и Сете Жибернау, заставшие чемпионат в 90-х. Ветераны Кенни и Сете в 2006-м бросали самим себе новые вызовы – первый покинул Suzuki ради участия в семейном проекте Proton KR Team, второй стал частью Ducati GP.

Готовясь к гонкам по новому регламенту, команды принялись разрабатывать 800-кубовые моторы и уменьшать их аппетиты под 21-литровые бензобаки. Ducati и Yamaha просто уменьшили кубатуру, Honda еще и меняла конфигурацию, «отрезав» 5-й цилиндр от своего V5 (хотя никакого «пятого» цилиндра там не было, ведь этот V-образник состоял из двух блоков по 3 и 2 цилиндра).

Как и остальные, в Ducati параллельно работали над «литром» и восьмисоткой». Было запланировано не только обновление двигателя, но и пластика, чья форма практически не изменилась с дебютного 2003 года. Зимой команда представила GP6, а уже весной мир увидел GP7. Столь ранняя презентация нового аппарата (конкуренты планировали «раскрыться» только осенью) не означала, что у команды все готово к новому сезону. Тест-пилот Вито Гуарески наматывал километры по 25 часов в сутки, пытаясь собрать максимум информации обо всех возможных комбинациях мотора и шасси (их было 2 десятка). Тестовая программа завершилась только осенью, примерно в то же время закончили работу и другие заводы. Поэтому ранний показ мотоцикла был простой формальностью. А «настоящая» презентация, как и полагается, состоялась в январе 2007-го на объединенном с Ferrari фестивале Wrooom.

Литровый прототип продолжал плавно эволюционировать. Чуть легче рама, чуть мощнее мотор, чуть больше отзывчивости, стабильности, плавности… Чтобы добиться от двигателя более адекватного отклика, Прециози решил отказаться от управляемого компьютером сервопривода ручки газа – в нем терялась ясность восприятия. Теперь между правой рукой гонщика и дросселем была старая-добрая механическая тяга. На излете первой литровой эры «двойной твин» D16 превратился в настоящего монстра, выдавая больше 240 сил, при этом нагружая систему охлаждения до предела. После каждого заезда механикам приходилось ее тщательно проверять и выяснять, не образовались ли в патрубках воздушные мешки из-за кипения охлаждающей жидкости.

***
Постепенно взгляд на успех в GP у руководителей итальянского проекта стал меняться. После того, как на амбразуру были бесславно брошены 2 супербайковских чемпиона, больше подобный опыт повторять никто не хотел. Возможности закаленных, но возрастных гонщиков из GP были ограничены, хотя бы по временным рамкам. Капиросси мог стать чемпионом, но вряд ли можно было говорить о многолетнем доминировании. Пока что молодое поколение (в первую очередь – Хэйден и Меландри) не засматривалось на Ducati, для этого нужно было что-то большее, чем солидный контракт.

Когда Ливио Суппо в 2002 г. искал кандидатов для проекта, дошла очередь и до Бьяджи. Корсар с ответом не задержался – ни о чем другом, кроме Хонды, не было смысла даже заикаться. Но обстоятельства изменились: Honda лишилась доминирующего статуса, у Yamaha был только один топ-пилот. Ducati становилась более привлекательной для гонщиков, поэтому в Борго Панигале уже не собирались на «добровольно-принудительных» началах заполнять места собственными супербайкерами. В заводскую команду пришел Сете Жибернау, и он с Лорисом составил самую опытную пару тогдашнего GP. На обоих приходилось 20 побед и 17 поулов. Гораздо меньше, чем у одного Валентино, но значительно больше, чем у любого другого дуэта GP’2006.

Бодро откатав межсезонные тесты, Жибернау грозил оспорить положение Лориса как №1 в команде

Бодро откатав межсезонные тесты, Жибернау грозил оспорить положение Лориса как №1 в команде

Гонщиками сателлитного коллектива стали малоизвестные Алекс Хоффман и Хосе-Луис Кардосо. Позиция Дантина, видимо, была такая – если именитые супербайкеры «не едут», то зачем платить больше? Новым гонщикам предстояла проехать 17 гонок на шинах Dunlop. Хотя под ними были неплохие GP5, одно название резины уже звучало как приговор.

***
Только сев на неизвестный для себя мотоцикл, Сете взял быка за рога. После неудачного сезона с Хондой испанец был полон решимости вернуться в бой с Росси, но для начала нужно было опробовать Desmosedici. Межсезонные тесты обеспокоили Капирекса – второй номер уже обгонял первого! Что дальше? Может, в следующем году напарник итальянца вообще выиграет титул? Нет, этому не бывать. Если в Ducati и образуется очередь за итоговой победой, то Лорис должен стоять в ней первым. Но 2 секунды отставания давали много поводов поразмыслить…

Откатав 3 сезона на Хонде, Сете были нужны перемены. В итальянской команде он почувствовал себя в домашней обстановке

Откатав 3 сезона на Хонде, Сете были нужны перемены. В итальянской команде он почувствовал себя в домашней обстановке

 

Ducati GP подготовили специальные ливреи для домашней гонки. Жибернау срывается с поул-позиции

Ducati GP подготовили специальные ливреи для домашней гонки. Жибернау срывается с поул-позиции

 

За несколько лет Муджелло успел стать площадкой для противостояния человека и машины - Росси против Ducati. Ну а болельщики выигрывали в любом случае

За несколько лет Муджелло успел стать площадкой для противостояния человека и машины — Росси против Ducati. Ну а болельщики выигрывали в любом случае

На стартовом этапе в Хересе красная команда взрывает бомбу, заняв первые 2 места на старте (Капи-Сете). Лорис уходит от преследования дерзкого Педросы, Жибернау сходит по техническим причинам. В следующей гонке итальянец берет 3-е место, испанец – 4-е, обоих оттесняют от победы Росси и Хэйден. Красные постепенно теряют инициативу, но Жибернау реабилитируется к Муджелло, где берет поул (вторым стоит Капи). В той гонке Лорис активно атаковал, но уже в который раз между ним и домашней победой встал Росси. Тем не менее, по приезду в Каталонию №65 все еще возглавлял общий зачет, в то время как Росси и Хэйден отбирали очки друг у друга.

Вырисовывались неплохие перспективы побороться за победу в чемпионате, но та гонка перечеркнула эти надежды. Она оказалась самой мрачной за многие годы и могла иметь трагические последствия. Сете, который часто мог блеснуть отличным стартом, пулей срывается с места и концу финишной прямой оказывается бок о бок с Капиросси (при том, что он стартовал 13-м, а Капи – 6-м). На жестком торможении ручка тормоза касается соседнего Дукати, колесо блокируется… взлет, падение и вынос нескольких гонщиков в гравий. Собравшись на рестарте, гонщики замечают, что места дукатистов пустуют – те закончили гонку в больнице. Последствия травм сказываются весь сезон. Но если Капи вернулся в строй уже в следующей гонке, в дальнейшем дважды победил и еще дважды, прийдя вторым, обеспечил себе итоговое 3-е место с отставанием всего в 23 очка от победителя, то Сете с поломанной ключицей (по ходу сезона – не единожды) ни на что серьезное претендовать уже не мог, хотя и был постоянно недалеко от подиума. Главной его проблемой стал вопрос сохранения шин, в котором он так и не разобрался.

Черный уик-энд в Монтмело 2006

Черный уик-энд в Монтмело 2006

 

Мотоцикл Жибернау после аварии. Такого "подарка судьбы" он явно не заслуживал...

Мотоцикл Жибернау после аварии. Такого «подарка судьбы» он явно не заслуживал…

 

Смена команды все-таки не помогла испанцу разрубить цепь неудач. Дуэли с Валентино уходили в историю

Смена команды все-таки не помогла испанцу разрубить цепь неудач. Дуэли с Валентино уходили в историю

По иронии судьбы, точку в тяжелом сезоне Жибернау поставил Стоунер, влетев под испанца в Эшториле (предпоследний этап) и снова отправив того на лечение. Вскоре Сете узнал, что его бортанул никто иной, как новый напарник Капиросси. Вал неудач, обрушившихся на Жибернау, вызывает только сочувствие – он неплохо прочувствовал характер Desmosedici и мог показать результаты получше, нужно было только больше времени. И везения…. Испанец перестал испытывать судьбу и по окончании сезона ушел из GP.
***
Наступал последний этап сезона. Шансы Лориса победить в чемпионате уже обнулились, но зато он мог добить сезон с Бэйлисом – свежего двухкратного чемпиона WSBK призвали проехать одну заключительную гонку вместо Сете… Такого итога не ожидал никто – Ducati в доминирующем стиле взяла победный дубль, Трой – первую (и последнюю) победу, Хэйден смог забрать титул. Картина валенсийского подиума рисовалась немного сюрреалистичной – на первой ступени стоял действующий чемпион Супербайка, рядом бронзовый призер чемпионата Лорис, и новый чемпион MotoGP.

Победа Троя уникальна еще и тем, что до него ни один выходец из WSBK не побеждал в старшем классе GP. В 2006 г. судьба титула впервые за 14 лет решилась в последней гонке. Достойному сезону – громкое завершение.

Итак, свой четвертый сезон коллектив закрыл победным дублем. Тогда еще никто не мог предположить, что следующую гонку за Ducati снова выиграет австралиец. Но это будет совсем не Трой Бэйлис…

На подиуме финального этапа 2006 года не было места словам - только эмоциям...

На подиуме финального этапа 2006 года не было места словам — только эмоциям…

 

Картина маслом - все мотоциклы и результаты GP'06, одного из самых горячих чемпионатов в истории

Картина маслом — все мотоциклы и результаты GP’06, одного из самых горячих чемпионатов в истории

***
Конечно, заявить о том, что скромный новичок внезапно отправил в нокаут всю команду, было бы слишком мелодраматично. Кейси начал зарабатывать очки еще до того, как наступил 2007-й. Осенние тесты в Валенсии начались с того, что Стоунер мигом попал в тройку лучших результатов (он был на 0,3 с медленнее Лориса). За следующие 2 дня он отыграл у себя на 0,4 с и оставил Капиросси позади. Лишь Педроса остался на позиции выше.

Судьба Кейси в GP могла сложиться совсем по-другому. Если путь Педросы был предопределен, то Стоунеру предлагали место в Yamaha (для начала – в сателлитной, потом – в пару к Росси). Он решил не бросать своих и в статусе единственного пилота откатал 2006-й за маленькую и гордую команду Лучио Чекинелло (LCR Honda). Но предложение Суппо стать частью Ducati Marlboro – не из тех, от которых отказываются, подумал австралиец. Буквально через пару дней после своего 21-го дня рождения Стоунер был официально принят в семью Ducati…

2007. Капиросси и его новый малоизвестный напарник

2007. Капиросси и его новый малоизвестный напарник

 

Капирекс все ближе и ближе к титулу. От Стоунера пока требуется просто учиться и набирать очки. Первая гонка сезона жестоко поломала этот сценарий

Капирекс все ближе и ближе к титулу. От Стоунера пока требуется просто учиться и набирать очки. Первая гонка сезона жестоко поломала этот сценарий

Новый мотоцикл наконец-то можно было легко отличить от предшественников. Обращал на себя внимание более массивный нос пластика с карбоновой «губой» эйрбокса. Из новой схемы окраски исчезло слово Marlboro – вместо него был соответствующий штрих-код. К команде присоединился концерн SanDisk, производитель мультимедийной аппаратуры. Наклейки нового спонсора, а также серебристая полоса по бокам обтекателей дополнили облик первого 800-кубового D16.

Мотору не только уменьшили кубатуру, но и вернули систему зажигания screamer, когда-то отвергнутую при разработке первого GP3. Сейчас это было актуально с учетом изменившихся характеров двигателей. Ни в коем случае нельзя было уступить в динамике литровым аппаратам (хотя организаторы, придумывая новые ограничения, именно на это и рассчитывали), но как это осуществить? Приоритеты сдвигались с максимальной мощности на максимальные обороты. В свою очередь, на шинников ложилась задача серьезно улучшить боковой зацеп прототипных шин. План состоял в повышении скорости прохождения скорости поворотов, на выходе из которых у пилотов уже не было спасительной тяги «больших» двигателей, вытаскивающих с любых низов. Поэтому существовала необходимость держать в наклоне максимально возможные обороты для уверенного выхода на прямую. Союз десмодрома и «скримера» идеально подходил под новый характер гонок. Конечно, это не могло не пойти в ущерб тяге на средних и низких оборотах, но этими проблемами было решено заняться позже, и внедрить улучшения только на модели следующего сезона.

ейси никогда не считал, что его стиль езды идеально подходит для Desmosedici. Но у мотоцикла, похоже, было иное мнение

Кейси никогда не считал, что его стиль езды идеально подходит для Desmosedici. Но у мотоцикла, похоже, было иное мнение

 

Человек и Машина нашли друг друга

Человек и Машина нашли друг друга

***
Результаты первой гонки сезона удивили больше самих дукатистов, чем конкурентов. Да, Кейси был быстр на тестах, но ведь результат должен вести Лорис… №27 берет инициативу на себя, преследует Росси и закрепляется перед ним за несколько минут до финиша. Валентино, пребывая в уверенности, что с таким темпом Стоунер или убьет резину, или высушит бак, ждет замедления конкурента. Но этого не происходит, и Вале приезжает вторым в 3 секундах позади. Пока что можно списать результат на характер трассы, высасывающий из моторов всю мощь. По сравнению с YZR-M1 у GP7 остаются резервы и после 19 тысяч оборотов.

Следующий батл проходит в Китае, на трассе с очень длинной прямой Ducati берет мощностью, но взамен приходиться расплачиваться чаттерингом и дерготней мотоцикла на разгоне. На стороне Yamaha – кроткий характер и сбалансированность, но есть проблема с мощностью. Несмотря на лучшую максимальную скорость, Кейси не может создать особого преимущества – Росси отыгрывается в поворотах. Так и менялись позициями, пока Вале не ошибся на торможении, прекратив преследование.

Очередная схватка разворачивается в Муджелло, где Стоунер записывает себе поул. Трасса с длинной прямой должна помочь красным, но этого не происходит. Механики выбирают для гонки не самые оптимальные настройки, и итальянская победа в 6-й раз подряд уходит к Доктору.

Трасса в Монтмело стала ареной самой горячей схватки между двумя лидерами. Кейси успел отобрать у Росси первую позицию и закрепиться впереди. Несколько атак Вале проходят безуспешно, и это неудивительно, так как Стоунер едет без ошибок и в итоге сохраняет позицию до конца. Вале отстает всего на 0,069 с. Он берет реванш на своем любимом Ассене, прорвавшись с 10 места и взяв 3 победу. Но у Кейси их уже 5. На Заксенринге всего второй раз за сезон напоминает о себе Лорис – серебро. Итальянец подавлен средними результатами, но еще один подиум – лучше чем ничего. Тем не менее, на следующем этапе для него готовят шокирующую новость.

Разборка в Ассене' 07 стала одной из самых горячих в сезоне. Стоунер уверенно лидировал, но удержать Валентино было невозможно. Доктор на радостях назвал этот батл одним из лучших в жизни

Разборка в Ассене’ 07 стала одной из самых горячих в сезоне. Стоунер уверенно лидировал, но удержать Валентино было невозможно. Доктор на радостях назвал этот батл одним из лучших в жизни

 

Филипп Айленд '07. Единственным, кто мог навязать борьбу Стоунеру, был Ники Хэйден. Но он ехал так быстро, что спалил мотор

Филипп Айленд ’07. Единственным, кто мог навязать борьбу Стоунеру, был Ники Хэйден. Но он ехал так быстро, что спалил мотор

 

Мотеги 2007. Гонка с непредсказуемым сюжетом окончилась победой Лориса благодаря продуманному тактическому ходу со сменой мотоцикла. В ней Капиросси закрыл счет своим победам

Мотеги 2007. Гонка с непредсказуемым сюжетом окончилась победой Лориса благодаря продуманному тактическому ходу со сменой мотоцикла. В ней Капиросси закрыл счет своим победам

Новая победа приходит к Стоунеру на горячей калифорнийской трассе Лагуна Сека, и она имеет важное значение – наконец-то австралийцу удается победить с поула (несколько предыдущих попыток сорвались). В то время, как Кейси уверенно контролирует ход чемпионата, Лорису абсолютно нечему радоваться. Его статус первого номера быстро превратился в простую формальность. Ливио Суппо уже уверен, что в пару к №27 нужно взять еще одного перспективного гонщика – тогда дуэт Ducati станет просто непобедим. И там же, в Лагуне, команда официально объявляет о подписании Марко Меландри. Конечно, это не тот финал, которого ожидал Капиросси после 5 совместных сезонов. Заслуженный гонщик все равно оставался символом Ducati GP, но дверь за ним уже закрывалась. Чувствуя, что его предали, он попросил своего менеджера Карло Перната подыскивать другие варианты. Но впереди была еще половина чемпионата, и надо было что-то делать с GP7. Лорис снова погрузился в работу…

Росси начинает предъявлять претензии Michelin. Французская резина все еще отлично подходит для квалификаций, но с держаком в гонках иногда появляются проблемы (хотя остальные клиенты более сдержанны в критике). Тем временем в Португалии Стоунера ждет не очень приятная новость. В одной из самых горячих гонок сезона выясняется, что Yamaha сравнялась с Ducati в скорости, в какой-то момент Вале просто проезжает мимо. Более низкая маневренность GP7 не дает отыграться в поворотах.

Но у Кейси уже достаточный отрыв по очкам. На следующей гонке в Японии, где из-за пит-стопов все пошло кувырком, он приезжает 6-м и становится чемпионом мира. Капиросси, раньше всех сменив мотоцикл на «сухой», летит к первой победе сезона.

В красной команде Лорис постоянно менял напарников. Теперь эта роль переходила к Стоунеру

В красной команде Лорис постоянно менял напарников. Теперь эта роль переходила к Стоунеру

 

Семейный портрет победителя - Кейси с женой Адрианой и отцом Колином

Семейный портрет победителя — Кейси с женой Адрианой и отцом Колином

 

У них получилось!

У них получилось!

Кейси пребывает в родные края в статусе чемпиона. Без лишнего давления он кладет начало длинной серии побед на Филипп Айленде. Лорис дополняет картину вторым местом: еще один дубль для Ducati.
Недостатки Michelin выводят Росси из себя – он не может толком провести две завершающие гонки, и откладывает следующую «встречу» с Кейси до следующего года. Откатав финальный этап, все опять видят, что преимущество красных в мощности давно сошло на нет. Стоунер старается дотянуться до Педросы, но тот слишком хорош. Австралиец заканчивает вторым.

***
Кейси повторил рекорд Доктора, набрав 367 очков за сезон, забрал 10 побед, стал лучшим квалифаером, а команда собрала все возможные призы. Вместе с началом новый эры уходила в прошлое старая. После годичного отпуска Алекс Баррос вернулся в GP и провел не самый плохой сезон за D’Antin Pramac, с 1 подиумом в активе (10-место по итогам). После 21 года в профессиональх мотогонках бразильский райдер окончательно вешает шлем на гвоздь. Участник Ducati Marlboro 2005 года Карлос Чека также паковал чемоданы, присмотрев себе место в WSBK. Ну а самая большая потеря заводского проекта – расставание с Капи-ти-рексом. Заполучив в конце сезона 1 золото и 1 серебро, Лорис в каком-то смысле расценивал эти результаты как акт мщения – сморите, мол, от кого отказались. И новый сезон покажет, что с заслуженным итальянцем команда явно погорячилась…

Стоунер пробовал управлять Desmosedici с помощью электроники и без нее. Второй вариант ему нравился больше

Стоунер пробовал управлять Desmosedici с помощью электроники и без нее. Второй вариант ему нравился больше