Pirelli vs Bridgestone: Кто лучший поставщик в 2012 году?

В мире существует два главных чемпионата по мотогонкам – World Superbike (WSBK) и MotoGP — шины для которых поставляют две компании — Pirelli и Bridgestone соответственно. Хотя оба производителя являются шинными монополистами в своих сериях, издание GPone решило, что поскольку два упомянутых чемпионата в определенном смысле слова являются конкурентами, следовательно, можно сравнить и их шинных поставщиков. Тут, впрочем, все не так просто, поскольку Pirelli и Bridgestone совершенно по-разному подходят к своей работе в мотогонках. Как бы то ни было, хотя ни одна из компаний в этом году не избежала критики, по мнению GPone, лучше всего в 2012 году показала себя Pirelli, потому что Bridgestone «хотя и решила некоторые свои проблемы, продолжает игнорировать остальные».

Pirelli — WSBK

Миланская компания сделала ставку на «неидеальные» шины, но не в том смысле, что они небезопасны или дефектны, а скорее в том, что их поведение меняется в течение гонки. Как и в Формуле 1, шины Pirelli для супербайков очень быстро изнашиваются. Это происходит последовательно и предсказуемо, но пилоты вынуждены адаптироваться к характеристикам шин, изменяющимся по ходу состязания. Все происходит так, как и ожидают пилоты – шины начинают изнашиваться, скольжение усиливается. Казалось бы, ничего сложного, но в этом плане Pirelli очень заметно отличаются от «супершин» Bridgestone, которые сохраняют стабильный уровень сцепления от старта до финиша.

WSBK

Стоит отметить, что это отличие ни в коем случае нельзя недооценивать, поскольку ослабление сцепления часто приводит к ошибкам пилота, и командам приходится на ходу менять свои стратегии. Таким образом, гонщикам приходится постоянно следить за тем, где лучше ускориться, а где лучше сбавить скорость и поберечь шины. То есть в целом шины, как и в Формуле 1, являются одним из элементов, делающих гонки более интересными и зрелищными. Из-за этой особенности шин пилоты то эффектно вырываются вперед, то оказываются позади из-за изношенных покрышек. Расстановка сил постоянно меняется, а это всегда нравится зрителям.

Pirelli также предлагает пилотам больше различных компаундов, если сравнивать с выбором, предоставляемым Bridgestone. И в дополнение к этому Pirelli продолжает поставлять специальные квалификационные шины, которые также делают гонки интереснее, потому что создают дополнительную возможность изменить позиции на стартовой решетке.

Bridgestone — MotoGP

В предыдущем году шины Bridgestone никак не хотели нагреваться, из-за чего пилоты часто заканчивали гонку в гравийных ловушках, но в этом сезоне ситуация выправилась, хотя японские шины не потеряли своего фундаментального свойства – они остались «слишком идеальными». Шины Bridgestone устанавливают собственные правила, потому что они отличаются от всех остальных мотошин, и из-за этого инженерам приходится адаптировать свои мотоциклы к резине. Их устойчивость к нагрузкам и долговечность просто невероятны, так как зачастую пилот показывает свое лучшее время на одном из последних кругов гонки, а это явный признак крайне низкого износа.

По этой же причине шины Bridgestone наравне с электроникой обвиняют в том, что MotoGP стала хуже в плане зрелищности. Гонки прототипов часто превращаются в длинные процессии гонщиков, следующих за лидером, и до самого конца гонки зрители не видят ни единого обгона или отрыва от остальных. Никто не допускает ошибок, скорость остается неизменной, и болельщиками овладевает скука. «Как нам попросить Bridgestone делать шины хуже?» — как-то выразил общее мнение Валентино Росси.

MotoGP

Как бы то ни было, это не единственная проблема. Ситуация усугубляется тем, что очень часто пилот на самом деле не может выбирать между двумя доступными компаундами. Вперед практически всегда ставят жесткую резину, а для заднего колеса также почти всегда есть только один действительно подходящий вариант. Никаких стратегий, все выезжают на старт на одинаковых покрышках, и никакого фактора неопределенности, не говоря уже о том, что Росси и другие в отсутствие выбора разорвали свои задние шины в Ассене. И все еще хуже у команд категории CRT, у которых нет собственных шин (это, впрочем, изменится в следующем сезоне), и им приходится использовать резину для более тяжелых мотоциклов.

Так какие же шины лучше – Pirelli или Bridgestone?

С технической точки зрения, сравнивать их вряд ли корректно, но с политической Италия побеждает Японию. Все дело в том, что регламент всегда создается не только по техническим причинам. Требования на самом деле заключаются в том, чтобы предоставить продукт, который был бы подходящим и выигрышным для чемпионата. И если Pirelli с этим справилась, то Bridgestone пока нет.