Великолепная четверка

2012-й год получился грустным для авто и мотоспорта. Сложно припомнить, когда подобное было в предыдущий раз, но сразу четыре гонщика, имя каждого из которых, наверное, у всех на слуху, приняли решение повесить шлем на гвоздь…

Михаэль Шумахер, Себастьян Леб, Макс Бьяджи и Кейси Стоунер. Это не просто звезды своих категорий: Формулы 1, WRC, WSBK и MotoGP, это лица целой эпохи, которая, увы, завершает свое существование. Потрясающе, но если посчитать сумму всех побед, завоеванных этими четырьмя гонщиками, то она составит 22 титула и 226 победы в гонках! Пусть столь великий показатель во многом связан с рекордами Михаэля и Шумахера и Себастьяна Леба, но, тем не менее, и Макс Бьяджи и, тем более уж, самый молодой из этой четверки Кейси Стоунер, заслуживают аплодисментов и признания…

Михаэль Шумахер

Каждый из этих четырех гонщиков вписал свое имя золотыми буквами в историю моторных видов спорта: Михаэль Шумахер выиграл семь чемпионских титулов Формуле 1, Себастьян Леб одержал девять (подряд!) умопомрачительных побед  в чемпионате мира по ралли.

Макс Бьяджи стал единственным гонщиком в истории 250cc, младшего класса MotoGP, которому удалось выиграть четыре титула подряд, и пусть его карьера в Королевском классе не слишком не задалась – стать чемпионом «Безумному Максу» не удалось, но, тем не менее, он трижды становился вице-чемпионом, и еще трижды бронзовым призером. Ну а в чемпионате мира по Супербайку, куда Бьяджи пришел в возрасте уже за 36 лет, он выиграл два титула и за невероятно короткий срок, всего шесть сезонов, стал мега-звездой и лицом WSBK.

Макс Бьяджи

За столь короткий срок добился невероятных высот и Кейси Стоунер – в свой второй сезон (2007) в MotoGP и первый в составе Ducati австралиец в доминирующем стиле завоевал титул чемпиона мира, а еще через четыре года после перехода в Honda повторил свое достижение.

Безусловно, путь к успеху каждого гонщика из этой великолепной четверки оказался уникальным и неповторимым, о карьерах спортсменов такого ранга пишут целые книги, и поэтому сложно между ними проводить какие-либо параллели. Да и просто, наверное, нельзя сравнивать Михаэля Шумахера и Кейси Стоунера, между которыми разница в возрасте в 16 лет.

Кейси Стоунер

Но у каждого были поражения, резкие взлеты и жесткие падения – наверное, за исключением Себастьяна Леба, который оказался неприступен, как скала, ни для одного из своих соперников. Макс Бьяджи, Кейси Стоунер и даже Михаэль Шумахер, чье имя уже давно стало нарицательным, терпели поражения, которые психологически могли сломать любого другого гонщика, но только не их. В отношении Михаэля стоит вспомнить его проблемы на Гран При Японии 1998 и 2006, когда из-за он терял победу в чемпионате, но после этого возвращался и снова боролся как лев. Даже в самые сложные моменты у этих парней никогда не было проблем с мотивацией. Тот же Кейси Стоунер, объявивший в 26 лет о завершении карьеры и признавший, что MotoGP ему больше неинтересно, продолжал, несмотря на это, бороться за титул в 2012-м году и может быть, выиграл бы его, если бы не травма, полученная в августе после жесткого хай-сайда в Индианаполисе.

Себастьян Леб

А что уж говорить про Себастьяна Леба, который после восьми титулов подряд в доминирующем стиле провел сезон 2012, выиграв восемь из 13 этапов и завоевав девятую победу в чемпионате. И такая целеустремленность, конечно, потрясает. Остаться голодным до успеха, когда, казалось бы, победы уже давно приелись и самому, и болельщикам, — это дорого стоит. Пожалуй, столь неиссякаемый источник мотивации и делает из талантливых спортсменов, гонщиков, настоящих чемпионов и доминаторов. Вспомнить того же Кими Райкконена. Вне всяких сомнений, финн всегда был одним из самых быстрых и талантливых пилотов в Формуле 1, и является им и сейчас, но стоит признать, что он никогда не выиграет семь титулов, даже четыре или пять, если даже будет обладать самой быстрой машиной в пелетоне. Просто-напросто он потеряет мотивацию, как это было после победы в чемпионате 2007 года. Нет, конечно, это не камень в сторону Кими, а просто всего лишь подтверждение целеустремленности других.

С другой стороны, насколько бы не был мотивирован гонщик и какого успеха он не добился бы, а рано или поздно все равно приходиться уходить. Век спортсменов, даже самых титулованных, увы, не вечен. И, конечно, завершение карьеры – это всегда грустное событие, как для самого участника, так и для его болельщиков.

История ухода каждого из наших четырех героев по своему уникальна… Михаэль Шумахер завершает карьеру второй раз за шесть лет, и, конечно, что само грустно, так это то, что он уходит, так и не достигнув целей, которые преследовал, возвращаясь в Формулу 1 в 2010-м году. Сотрудничество с Mercedes по различным причинам, увы, не принесло ожидаемых результатов и, скорее, оставило неприятный осадок, но Шумахер сделал все возможное.

Да, было трудно: техника оставляла желать лучшего, потребовалось время на адаптацию после возвращения, были ошибки, штрафы, град критики. Но Михаэль продолжал работать и в 2012-м году доказал, что даже в 43 года способен на многое. Шесть раз семикратный чемпион квалифицировался на втором ряду стартового поля, причем четыре раза в первой тройке, а на Гран-При Монако, самом сложном этапе сезона, выиграл 69-й поул, который, увы, из-за штрафа не был вписан в статистику его выступлений. Зато был 155-й подиум на Гран при Валенсии, ставший наивысшим достижением Михаэля за три года. Конечно, возвращение не удалось, и, наверное, после того, как в Mercedes предпочли пригласить более молодого Льюиса Хэмильтона, Михаэль принял верное решение не экспериментировать дальше, переходя в 43 года, к примеру, в Sauber или еще куда-нибудь. В конце концов, ему нечего было доказывать…

Безусловно, также нечего было доказывать и Себастьяну Лебу в чемпионате мира по ралли. Хотя его ситуация, безусловно, была более простая, чем у Михаэля Шумахера. Он выиграл все, что только можно, и, может быть, дальнейшего смысла участия уже не было. В конце концов, что может дать ему 10-й титул после девятого подряд? Уже, наверное, ничего. Но Себастьян Леб пока еще не полностью прощается с WRC, в следующем году он выйдет на старт нескольких этапов, где, наверняка, поборется за победу, но все-таки полноценная карьера в ралли для него завершена. Но не карьера автоспорте, поскольку уже в 2014-м году француз собирается дебютировать в WTCC.

Вполне возможно, что в будущем дебютирует в кузовном чемпионате, правда, только в австралийском V8 Supercars, и Кейси Стоунер. В конце концов, вот кому точно рано весить шлем на гвоздь, учитывая, что ему всего 27 лет.

Кейси Стоунер

Но пока Кейси не строит каких-либо планов на будущее и просто собирается получить удовольствие от свободного времяпрепровождения. Кроме того, в феврале нынешнего у Стоунера родилась дочь Алессандра Мария, что, конечно, стало одной из причин завершения его карьеры в столь опасном виде спорта, как мотогонки. Да и по признанию самого Кейси, чемпионата, который он так любил, больше не существует, и от современного MotoGP он перестал получать удовольствие. Но, в концов концов, все не ограничивается одной гоночной серией, поэтому не факт, что в будущем Кейси Стоунер не выйдет на трек.

Прекрасным примером является Макс Бьяджи, нашедший себя после ухода из MotoGP. Карьера итальянца в 36 лет получила новый импульс в чемпионате мира по супербайку. И пусть она получилась не слишком долгой, всего пять лет, но яркой и запоминающейся. Решение же Бьяджи об уходе получилось вполне естественным и понятным, учитывая его возраст – 41 год.

Макс Бьяджи

Безусловно, очень жаль, что каждый из этих четырех великолепных гонщиков уходит. Каждому из чемпионатов, где они выступали, будет их не хватать. Такие гонщики появляются не каждый сезон, да и даже не каждое десятилетие, но жизнь не стоит на месте. Главное, что Михаэлю Шумахеру, Себастьяну Лебу, Максу Бьяджи и Кейси Стоунеру удалось навсегда вписать свои именами в историю авто и мотоспорта, оставив яркий след, и стать примером для подражания следующим поколениям. Спасибо, парни, за то, что радовали нас своими гонками и победами!