2000

Робертс и большой год Suzuki

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечанние
258 Кенни Робертс Suzuki 4/16 4/16 9/16 Единственный титул MotoGP
209 Валентино Росси Honda 0/16 2/16 10/16 Дебютный год в MotoGP
170 Макс Бьяджи Yamaha 5/16 2/16 4/16 4 схода

Теперь в Японии проводится два Гран-При: один на Сузуке, и второй на новом кольце Твин Ринг Мотеги (который тоже принадлежит компании Honda). Аргентина берет очередную паузу, вместо нее ставят Португалию и ее известную трассу Эшторил.

После схода со сцены Рейни и Шванца в 1993-1995 годах Yamaha и Suzuki словно начали соревноваться, кто глубже упадет: марки так и не нашли равнозначной замены, тогда как Honda была лакомым куском для любого гонщика. Suzuki вышла из штопора первой, когда наняла себе младшего Кенни Робертса. В прошлом году он четыре раза победил и заставил мир Гран-При снова заговорить об этой марке.

В 2000 году американец солировал, хотя не доминировал. Его опыт и хороший уровень мотоцикла позволил постоянно собирать хорошие очки, а остальные части пирога делило довольно большое количество пилотов: это и напарники по Marlboro Yamaha Карлос Чека и Макс Бьяджи, и Алекс Баррос с Гэри Маккоем из сателлитов Honda и Yamaha соответственно, защитившие по несколько побед. Умнее всех оказался дебютант серии и действующий чемпион класса GP250 Валентино Росси, не без наставнических советов его ментора и спортивного директора новой "хондовской" команды Nastro Azzurro Мика Дуэна научившийся к середине сезона постоянно доезжать до подиума. С двумя победами Росси стал вице-чемпионом 2000 года. Поначалу 21-летний итальянец был нестабилен и не особенно тревожил других быстрых пилотов на "пятисотках", затем нестабильность ушла и Доктор отчетливо показал свой высокий класс. Во второй половине чемпионата #46 взошел на семь подиумов из восьми и набрал 142 очка - это больше, чем было у Робертса (133) и Бьяджи (126).

Ход чемпионата сильно изменился во второй части сезона. Главным преследователем Робертса изначально был не Росси и даже не Бьяджи, а напарник Пирата Карлос Чека - на экваторе сезона они были недалеки друг от друга (125-111). После экватора Чека показал совсем другой уровень выступлений и далеко отдалился от подиума, и в то же время активизировался Бьяджи, начавший постоянно сталкиваться и с Росси, и с Робертсом. Финальный рывок и две победы принесли Максу бронзу чемпионата. После слабоватого первого года в Yamaha результат был неплохим, но итальянец заплатил большую цену за четыре схода в пяти первых гонках, из-за чего не только едва успел опередить сателлитов Барроса и Маккоя (170-163-161), но и проиграл новичку чемпионата Росси.

Защищавшийся чемпион Алекс Кривье проводит очень неровный год со множеством падений, хотя одну победу ему удается взять. Золото в Ле-Мане окажется для испанца последним в карьере.


2001

Воссоединение Италии

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
325 Валентино Росси Honda 4/16 11/16 13/16 Последний чемпион GP500
219 Макс Бьяджи Yamaha 6/16 3/16 9/16 Вновь вице-чемпион
210 Лорис Капиросси Honda 4/16 0/16 9/16 Гонщик сателлитной команды

Обнародованы большие изменения в регламенте на 2002 год, в котором можно будет использовать моторы объемом до 990 "кубиков", хотя эта цифра доступна только для четырех тактов. Для двух стоит старое ограничение в 500. FIM хочет привлечь в чемпионат больше марок, а также приблизить технику к дорожным спортбайкам, которые сплошь четырехтактные.

Сильно дебютировав в 2000-м, Валентино Росси на следующий год пошел за первым титулом. По этой же дорожке шел и его земляк Макс Бьяджи, при котором Yamaha стала выступать все лучше и лучше (в предыдущий сезон марка в плотном сражении против Honda выиграла зачет производителей, 318 - 311). Если на первых этапах эффективнее был Росси, то по дороге к экватору их потенциалы сравнялись, одна близкая битва следовала за другой. Когда пришла пара уходить на летний перерыв после девяти гонок, обстановка была следующая: пять побед и 170 очков Валентино против трех побед и 160 очков Макса. С такой хорошей результативностью намечалась плотная борьба за титул до финала.

На первой гонке после перерыва, в Чехии, преследуемый Доктором Пират допускает первую серьезную ошибку в чемпионате и вылетает в гравий. Росси выигрывает заезд, и затем еще пять гонок из шести оставшихся. Бьяджи все усугубляет новыми ошибками, он начинает проигрывать пилотам, не боровшимися за титул - Карлосу Чеке, Лорису Капиросси, и т.д. Интересно, что сезон для Бьяджи пошел наперекосяк именно в Брно - на треке, где он за все годы в Гран-При выиграл шесть гонок. Вторую чемпионскую кампанию итальянец похоронил сам, в отличие от сезона 1998, когда ключевую роль сыграло наказание от организаторов, которое впоследствии ими самыми было признано некорректным.

С хорошим отрывом выиграв свой первый большой титул, Росси становится первым итальянским чемпионом после Франко Унчини. Кроме того, так как победа одержана на мотоцикле команды Nastro Azzurro, в истории он становится одним из двух райдеров Honda, который примерил корону, не выступая за основную заводскую команду (другим является Эдди Лоусон). Лорис Капиросси впервые закрывает год призером чемпионата. Таким образом, в сезоне 2001 тройка лучших представляла Италию. Последний раз три представителя одной страны вставали на итоговый подиум в 1983-м, самом американском сезоне в истории MotoGP. Более того, тогда их было даже четверо: Фредди Спенсер, Кенни Робертс, Рэнди Мамола, Эдди Лоусон.

Время Кенни Робертса подошло к концу, период короткого расцвета Suzuki на рубеже тысячилетий завершился еще до того, как начался последний сезон "пятисоток". Американец проводит крайне слабую защиту титула, с одним подиумом, и занимает в чемпионате 11 место. Впереди для него много похожих сезонов. С одной стороны, Suzuki 2001 года был небезнадежен, но марка сделала слишком маленький шаг в развитии прошлогоднего протототипа, очень сильно отстав по уровню от Honda и Yamaha.

Чемпион 1999 года Алекс Кривье провел финальный год в Repsol Honda - в команде, которую он не покидал с 1994-го. Первый испанский чемпион защитил пару подиумов, и уже не побеждал. Одна из травм, полученных в год титула, оставила отпечаток на здоровье: гонщик время от времени терял сознание, но к счастью, не во время гонок. Кривье все-таки решил не рисковать и завершил карьеру, хотя у него уже были планы на 2002 год - он собирался выступать за сателлит Yamaha.


2002

Четырехтактные снова в деле

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
355 Валентино Росси Honda 7/16 11/16 15/16 Первый чемпион MotoGP
215 Макс Бьяджи Yamaha 4/16 2/16 8/16 Вице-чемпион в последней гонке
209 Тору Укава Honda 0/16 1/16 9/16 Напарник Росси

Вступление в силу нового регламента, разрешающего использование 4-тактных мотоциклов с моторами до 990 "кубиков" рабочего объема. Заводские коллективы сразу переходят на новые байки, сателлитные команды проводят год на прежних версиях. Новый регламент не содержит ограничения по количеству цилиндров для четырехтактников - этим моментом пользуется Honda и выводит на трассы пятицилиндровый байк RC211V. Идея FIM заинтересовать новые марки работает, начинают проектировать свои прототипы Ducati и Kawasaki.

Действующий чемпион Валентино Росси начинает год с победы и берет чемпионат под контроль, не испытывая давления от какого-то конкретного соперника: Тору Укава, Макс Бьяджи и Алекс Баррос в основном соревнуются между собой и забирают очки друг у друга. К середине сезона преимущество Росси над Укавой стало почти двухкратным (195 против 108), и к финалу оно выросло еще больше. По ходу чемпионата Доктор не опускается ниже второго места, берет 11 побед, включая семь подряд, и всего один раз сходит в Чехии по технической причине. Впервые после 1998 года действующий чемпион остается таковым по итогам сезона.

За второе место до конца борятся Бьяджи, Укава и Баррос. Тору, напарник Валентино в Repsol Honda, со скромной разницей проигрывает этот бой Бьяджи, и итальянец таким образом снова оказывается вице-чемпионом. Разница по очкам с первым местом оказывается больше, чем год назад - 355-215 против 325-219. Завершение сезона украсили стычки Барроса и Росси. Бразилец почти весь 2002 год выступал на Honda NSR500, но за четыре этапа до конца получил возможность пересесесть на литровую RC211V. Все четыре заезда Алекс закончил на подиуме, в том числе дважды - на верхней ступени, оставив Росси за собой.

Первый год собственно MotoGP (такое название отныне принадлежит премьер-классу) показывает, что Honda сразу смогла подготовить лучший мотоцикл чемпионата, при этом Росси повышает свое мастерство и уверенно лидирует весь сезон без пилотских ошибок. Пилоты Yamaha Бьяджи и Чека такого же прогресса не показывают, их результативность остается на уровне прошлого сезона. Аналогичен и случай Suzuki, в лучшую сторону подвижек нет.

Aprilia поменяла концепцию своего мотоцикла - если в 90-х и начале нулевых итальянцы упорно старались держаться за идею "управляемость важнее мощности", что выражалось в постройке V-твинов объемом меньше 500 "кубиков", то ее новое оружие RS3 строится по мэйнстримовой концепции, с мотором максимального рабочего объема - отныне это кубатура 990.


2003

Абсолютное счастье в доме Honda

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
357 Валентино Росси Honda 9/16 9/16 16/16 Последний год с Honda
277 Сете Жибернау Honda 1/16 4/16 9/16 Вернулся в Honda после перерыва
228 Макс Бьяджи Honda 3/16 2/16 9/16 Самый результативный сезон в MotoGP

Макс Бьяджи, за четыре года не добившийся титула для Marlboro Yamaha, меняет место работы и переходит в сателлит Honda, где надеется на рост результатов. В чемпионат приходит Ducati, а Kawasaki проводит первый полный сезон после нескольких выступлений по уайлд-кард в 2002-м. Трек Сузука спустя полтора десятилетия после дебюта в календаре чемпионата осенью будет исключен в связи с гибелью гонщика Дайдзиро Като. Как-то серьезно улучшить безопасность на японском кольце нельзя, поэтому от него решено отказаться, начиная с 2004-го.

Валентино Росси на пути к третьему титулу вновь проводит доминирующий сезон. Итальянец все 16 этапов завершает на подиуме и только дважды опускается ниже второго места. В отличие от 2002-го, на этот раз ему не удается сразу добиться преимущества над преследователем, которым весьма неожиданно стал испанец Сете Жибернау - гонщик, на тот момент шесть лет выступавший в MotoGP, включая три года в Repsol Honda, но не отметившийся борьбой за большие призы. Пересев в 2003-м на литровую Honda, Жибернау почувствовал себя гораздо увереннее и стал регулярно бороться с Росси за победы. После 10 этапов двух райдеров разделяло 29 очков (187 против 158), однако после летнего перерыва Сете сбавил ход и перестал приезжать выше Валентино, тогда как последний вновь начал брать одну победу за другой. Вторая половина сезона прошла примерно в том же стиле, что и предыдущий год. Более того, есть сходство и с сезоном 2001: как и в том случае, Доктор переводит чемпионат на свои рельсы после гонки в Брно, и после этого его не догнать.

Макс Бьяджи стал в чемпионате третьим, уступив позиции не только Росси, но и Жибернау, который тоже ездил на сателлитной Honda. С одной стороны, для Пирата 2003-й оказался наиболее эффективным годом в MotoGP (набрал рекордные для себя 228 баллов). С другой, качественных перемен в его результативности не было, он продолжил ездить примерно так, как ездил все сезоны до этого, включая чередование подиумных серий и неудачных гонок, которые эти серии обесценивали. Вместе с Жибернау итальянец находился в титульной гонке до середины сезона, после чего сход в Германии портит ему ход чемпионата, и он теряет очки относительно Росси.

Вместе с Максом Yamaha смогла прервать свой кризис результатов и подтянуться к лидерам, что выразилось в победе 2000-го в кубке конструкторов и вице-чемпионствах Бьяджи 2001-2002 годов. Так как итальянец сменил марку, основной груз ответственности лег на его бывшего напарника Карлоса Чеку и Алекса Барроса, который отлично завершил предыдущий сезон в Honda и ушел к Yamaha. Ни тот, ни другой не могут на регулярной основе составить конкуренцию многочисленным Honda, что выливается всего в один подиум за сезон, в дождевой Франции. Последний раз настолько засушливый год был у Yamaha в 97-м - разгаре предыдущего кризиса и доминирования Honda. Honda доминирует и теперь: в топ-5 четверо райдеров - ее.

Дебют Ducati вышел солидным - Лорис Капиросси выиграл одну гонку и закончил сезон на четвертом месте, его напарник Трой Бэйлис становится новичком года. Что касается дебюта Kawasaki, то там дела пошли несравнимо хуже - Гэри Маккой за весь год один раз прошел в первый десяток и редко набирал очки, так что его 22 итоговая позиция закономерна.


2004

Неожиданно, но предсказуемо

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
304 Валентино Росси Yamaha 5/16 9/16 11/16 Первый чемпион Yamaha с 1992 года
257 Сете Жибернау Honda 5/16 4/16 10/16 Вновь вице-чемпион
217 Макс Бьяджи Honda 1/16 1/16 9/16 2 cхода

Последний год переходного периода для мотоциклов разных конструкций, положенный регламентом MotoGP. Однако, последний двухтактный байк коллектива Кенни Робертса выходил на старт MotoGP еще прошлой весной, поэтому транзит к моменту старта сезона 2004 давно завершился. Абсолютному большинству игроков чемпионата хватило 2002-го, чтобы закончить перестройку. Появляется новый Гран-При Катара.

Между конкурирующими домами Honda и Yamaha - снова обмен: Honda расстается с Валентино Росси, своим самым ценным активом, и получает назад Алекса Барроса, чья ударная концовка сезона 2002 еще не забыта. Макс Бьяджи и Сете Жибернау остаются на прежних местах. Росси, которому наскучили собственные победы при любых условиях на мотоцикле одной марки, переходит в заводской коллектив Gauloises Yamaha, чьи дела после расставания с Максом Бьяджи снова пошли тяжело. Но Доктора больше заботит тот факт, что у марки в личном зачете не было титулов с 1992 года, поэтому ему хочется попробовать исправить эту ситацию. Против него выступает большой лагерь "Хонды" на отлично зарекомендовавших себя RC211V - это Алекс Баррос с Ники Хэйденом из заводского проекта Repsol Honda, и Бьяджи с Жибернау из двух сателлитных.

Несмотря на перемены в голове чемпионата, сезон 2004 начал развиваться практически так же, как прошлый: Росси с переменным успехом ведет борьбу с Бьяджи и Жибернау. Райдеры "Хонды" сильны и не дают шансов Доктору уйти в зачете вперед, пока не заканчивается летний перерыв и не начинается вторая часть сезона, где рисунок чемпионата меняется в прошлогоднем ключе: Росси удается поддержать ход первой части и снова взять титул, в то время как преследователи начинают совершать ошибки и терять очки. Самая плотная точка в чемпионате достигнута на Гран-При Германии, восьмом этапе чемпионата: Росси - 139, Бьяджи - 138, Жибернау - 126 очков. Доктор держит у себя минимально возможное преимущество, хотя все тройка лидеров ведет сезон неровно, с ошибками и упущенными возможностями. Далее - то же самое, что и в предыдущие годы, с переломом после летнего перерыва и досрочным чемпионством триумфатора.

Этот год становится очередной демонстрацией разницы класса Валентино и его основных конкурентов: в 2003-2004 годах все они меняют команды и мотоциклы, что практически не отражается ни на цифрах в зачете вообще, ни на уровне проведения второй половины сезона в частности. Интересно также, что давний гонщик Yamaha Карлос Чека проездил год со своей прежней результативностью, несмотря на факт, что другой пилот на таком же мотоцикле выиграл титул.

Что касается другой пары "хондоводов" - заводчан Барроса и Хэйдена, то они не добились побед вообще и в зачете оказались ниже коллег-сателлитов. По итогам года в первой шестерке - пять пилотов Honda, проигравшие борьбу одному пилоту Yamaha. Marlboro Ducati ждет провал результатов по сравнению с удачным дебютом, так как завод неудачно модернизирует свой первый прототипный байк, из-за чего новый Desmosedici GP4 - скорее не шаг вперед после GP3, а неудачный шаг в сторону.

Aprilia бросает безуспешные попытки сделать успешным слишком навороченный прототип RS3, и прикрывает программу MotoGP. Ее байк не смог выделиться на треке чем-то интересным, но он был интересен сам по себе как аппарат со сложной электроникой и мотором, оснащенным пневмоприводом клапанов. Ничего подобного у других заводов не будет еще несколько лет.


2005

Росси присваивает земли Бьяджи и Жибернау

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
367 Валентино Росси Yamaha 5/17 11/17 16/17 Пятый титул в ряд
220 Марко Меландри Honda 0/17 2/17 7/17 Гонщик сателлитной команды
206 Ники Хэйден Honda 3/17 1/17 6/17 Опередил напарника, Макса Бьяджи

MotoGP ждет большое обновление календаря. Возвращается этап в США на кольце Лагуна Сека, появляется гонка в Китае и Турции, Бразилия и ЮАР исключены. Благодаря тому, что новых этапов больше исключенных, сезон вырастает до 17 остановок.

Расставание Валентино Росси с Repsol Honda в конце 2003 года обнадежило Макса Бьяджи и Сете Жибернау: оба становились главной силой Honda (хотя ни тот, ни другой не выступали за заводской коллектив) и могли открыть сезон охоты на титул. Тем не менее, даже на новом месте работы Росси был эффективнее их обоих. Сезон 2005 стал полной противоположностью интригующему 2004-му: Валентино провел суперсезон с 11 победами, как в 2002-м, не встретив никакого сопротивления. С точки зрения битвы за чемпионат и Бьяджи, и Жибернау потерпели полный крах, не выиграв даже гонки.

В 2005 году Макс выступал за Repsol Honda и завершил сезон пятым, после чего его практически попросили из MotoGP - сложный характер итальянца не открывал, а закрывал перед ним двери, и сильные команды не желали с ним работать, несмотря на сильную спонсорскую поддержку. Карьера Пирата в MotoGP продлилась восемь сезонов (1998 - 2005), и хотя титула он не выиграл, этот путь оказался весьма успешен, так как Макс шесть раз был призером серии. Сете провалился сильнее, до седьмого места: его четыре подиума в спортивном плане были обнулены аж семью сходами - сумасшедшее количество ошибок для пилота такого уровня. Таким образом, и Бьяджи, и Жибернау в 2005-м перестали существовать как одни из сильнейших пилотов MotoGP.

Вместо них выстрелили напарники, Марко Меландри и Ники Хэйден. Меландри одержал дебютные победы в концовке сезона и выиграл битву за вице-чемпионство у Хэйдена, который в середине чемпионата тоже взял свое первое золото. Ни тот, ни другой не замедлили Росси на пути к его пятому титулу подряд, поэтому разрыв по очкам оказался очень и очень большим. Аналогично прошлому сезону, пропасть между Валентино и ближайшим пилотом Yamaha бездонна - его новый напарник экс-чемпион WSBK Колин Эдвардс набирает менее 50% от того, что набирает Доктор (367 - 179). С другой стороны, этого хватает, чтобы опередить Honda в кубке конструкторов. В прошлом году не получилось, в этом же задача была выполнена. Ducati крепнет после прошлогоднего провала, Лорис Капиросси выигрывает два этапа.


2006

Один на всех и все на одного

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
252 Ники Хэйден Honda 1/17 2/17 10/17 Титул в последней гонке, квалифайер года
247 Валентино Росси Yamaha 5/17 5/17 10/17 Упустил титул впервые с 2000 года
229 Лорис Капиросси Ducati 2/17 3/17 8/17 Первый топ-3 для Ducati

Чемпионат сразу начался не так, как предыдущие - технические проблемы с мотоциклом Валентино Росси дают шанс другим гонщикам держать на прицеле титул до финала. По прошествии шести гонок (после Италии) оказывается, что претенденты относительно старта сезона никуда не сдвинулись и идут вровень - у Ники Хэйдена и Лориса Капиросси по 99 очков, чуть позади идут Марко Меландри и дебютант Дани Педроса (89 - 86), Росси уже в отдалении (65). В этом момент происходит событие, влияющее на эффективность Капиросси и Меландри в середине сезона. Большой инцидент на гонке в Каталонии оставляет их с травмами. У Росси также продолжаются неудачи - он неудачно падает на Гран-При Нидерландов и тоже травмируется.

Все это время Хэйден работает как часы, раз за разом приезжая на подиум. Американец очень ровно проводит сезон, избегая чрезмерного риска и опасности терять очки, так что он отправляется на летний отдых явным фаворитом чемпионата и располагает хорошим запасом относительно Дани, Марко и Валентино (194 - 160 - 150 - 143). На этом удача #69 исчерпана, потому что вторую часть сезона он проводит заметно хуже, пропав с подиумов. Как обычно, Доктор делает сильный летне-осенний рывок, что возвращает его в гонку за титулом. Его шансы вырастают еще сильнее на предпоследнем Гран-При в Португалии после столкновения Педросы с Хэйденом. Американец за пять прошедших этапов теряет все накопленное преимущество, и более того - он уходит с верхней позиции в зачете, которую занимает с третьего этапа. А тем временем к нему приблизились еще два итальянца - Капиросси и Меландри, так как более результативно продвигаются к финишу.

Все решается на финале в Валенсии. Валентино первый раз в сезоне лидирует в чемпионате, но Ники рядом (244 - 236). Если говорить про остальных претендентов, то в завершающий период 2006-го они были не настолько хороши для того, чтобы удержаться с лидерами. По приезду на трек имени Рикардо Тормо ни у Марко, ни у Лориса, ни у Дани уже нет шансов стать чемпионами, но им еще нужно разобраться, кому будут вешать на шею серебряную медаль (217 - 209 - 202).

Доктор неудачно проводит заезд, допустив падение. Он возвращается в гонку и финиширует 13-м, Хэйден же безошибочен и попадает на подиум, чего достаточно для взятия титула. Второе место Капиросси приносит ему и бронзовую медаль, так как Меландри отдал эту позицию после среднего финиша на пятом месте. Педроса сохраняет в зачете пятое место, также он признан новичком года. Удивительный результат показывает Трой Бэйлис, уже как год вернувшийся в WSBK и разжившийся там своим вторым титулом - именно он на Ducati выигрывает этап в Валенсии.

Другая интересная тема сезона - воссоединение младшего Кенни Робертса со старшим. Отец и сын в MotoGP работали в одной команде до того, как последний ушел в Suzuki, теперь сын из Suzuki ушел. У старшего тоже начался новый период - он перестал развивать неудачный проект полностью собственного мотоцикла, прошел через неудачный опыт с моторами KTM (2005) и выбрал вариант аренды у Honda ее мотора для установки в свое шасси. Конструкция оказывается удачной, и сын Кенни оживляет свою карьеру после многих тяжелых лет. На байке KR211V он дважды приезжат в топ-3, участвует в нескольких стычках с первыми пилотами. Итоговая шестая позиция в зачете для него - лучшая с 2000 года.

Сете Жибернау проводит не лучший год в Ducati (подиумов и побед нет) и уходит из MotoGP. Для испанца сезоны 2003 и 2004 были крайне хороши, однако все остальные годы в чемпионате ему было трудно. Переход в Ducati не смог перезапустить его карьеру. За 10 лет в старшем классе Гран-При Жибернау был призером чемпионата дважды.


2007

Сильное покраснение

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
367 Кейси Стоунер Ducati 5/18 10/18 14/18 Первый титул Ducati, квалифайер года
242 Дани Педроса Honda 5/18 2/18 8/18 3 схода
241 Валентино Росси Yamaha 4/18 4/18 8/18 Впервые с дебюта вне топ-2

Начал действовать обновленный технический регламент, и по технике произошли первые серьезные изменения с 2002 года: максимальный рабочий объем моторов был снижен с 990 "кубиков" до 800. Устанавливается верхняя граница для цилиндров в моторе - четыре, как во времена "пятисоток". История необычного пятицилиндрового агрегата Honda закончена, новый гоночный мотор RC212V спроектирован как четырехцилиндровый. Сезон содержит 18 этапов (организаторы после многих лет снова включили Гран-При Сан-Марино) и с тех пор он не растет.

Дебютант 2006 года Кейси Стоунер в свой первый год прошел путь от очевидно быстрого и стабильного гонщика до гонщика, у которого наблюдались некоторые проблемы с оценкой собственного предела: во второй части сезона 2006 австралиец начал обгонять самого себя и довольно часто падать. Тем не менее, именно этот гонщик, перейдя в Ducati на место Сете Жибернау, с 10 победами уверено выиграл чемпионат 2007 года, показав тот же уровень результативности, что и Валентино Росси парой сезонов ранее (по 367 очков за год). Это был также первый триумф для Ducati.

Изначально год обещал стать четырехсторонней битвой Валентино Росси, Лориса Капиросси, чемпиона Ники Хэйдена и его талантливого напарника Дани Педросы. Реальность внесла свои поправки: Капиросси и Хэйден не были так удачливы, как год назад, Росси оказался немного ограничен техническим потенциалом мотоцикла и шин Michelin, и только Педроса смог показать примерно то же самое, что в 2006-м. До середины сезона тройка Стоунер-Росси-Педроса шла схожим темпом, после чего австралиец ушел вперед, оставив итальянца и испанца забирать очки друг у друга.

Впервые с 2000 года основной конкурент Росси по чемпионату не испортил себе вторую часть сезона, проведя ее на том же уровне, что и первую. Этот момент и обеспечил Стоунеру титул, который еще на середине чемпионата чувствовал давление от Росси, так как после восьми этапов из 16 претендентов разделяли небольшие 21 балл (185 - 164). Валентино, напротив, по разным причинам (в том числе техническим) не смог после перерыва совершить тот же рывок, что в 2006-м. Более того, его догнал Педроса и в итоге все-таки перегнал на один балл (242 - 241). Такая разница получилась из-за финала в Валенсии, которая для Доктора снова стала несчастливой - на уик-энде он сломал руку и на следующий день выбыл из гонки после хай-сайда.

Ники Хэйден провалил защиту, добившись за год только трех подиумов и восьмого места в зачете, далеко за напарником Педросой. Лорис Капиросси, как и Хэйден, проиграл год своему соседу по гаражу, но итальянец все же добился победы (седьмой в зачете). И наконец, Марко Меландри - последний из претендентов на титул 2006 года: он оказался пятым и лучшим из сателлитов, как и в два предыдущих сезона.

У Suzuki - лучший сезон с последнего триумфа Кенни Робертса: Джон Хопкинс и Крис Вермюлен на двоих получают восемь призовых наград, включая одно золото. Хопкинс проводит лучший год в своей карьере, в зачете американец стоит четвертым. Оживление карьеры Робертса сменилось новым угасанием. Старший Робертс сталкивается с тем, что не может найти достаточно финансов для продолжения работы с Honda, так как новый регламент ощутимо поднял цены на новые моторы. Для обоих сезон 2007 становится финалом в Гран-При. Младший за семь гонок набирает скромные четыре очка и после Гран-При Каталонии снимается с чемпионата, остальную часть сезона докатывает его брат Кертис. Проект KR212V набирает 14 очков, что меркнет на фоне 134 KR211V.

Король Кенни завершил свои гранприйные дела в возрасте 56 лет, чему поспособствовал новый регламент - увы, американцу нечем было платить Honda за новые моторы. Робертс - настоящий долгожитель мира MotoGP: он пришел в чемпионат гонщиком в 1978 году, с первой попытки выиграл его, откатал шесть сезонов, после чего стал руководить одной из команд Yamaha, а впоследствии - и своим собственным проектом. Его карьера менеджера команды продлилась гораздо дольше гоночной - 21 год против шести. Если их соединить, то получится временной интервал в 29 лет (1978 - 2007) - солидно!

Honda начинает новую эру MotoGP почти так же, как заканчивает предыдущую - у нее больше нет преимущества над остальными. Вместе с Yamaha она переживает в 2007-м непростой сезон, тогда как Ducati и Suzuki демонстрируют прогресс второй чемпионат подряд.


2008

Росси против Стоунера

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
373 Валентино Росси Yamaha 2/18 9/18 16/18 Рекорд по очкам за сезон
280 Кейси Стоунер Ducati 9/18 6/18 11/18 Квалифайер года
249 Дани Педроса Honda 2/18 2/18 11/18 Лидировал в середине сезона

Этап в Турции не приносит организаторам желаемой отдачи, и его убирают, хотя за три года там прошло три весьма интересных гонки. MotoGP продолжает закрепляться в США, и отныне чемпионат приезжает в эту страну сразу на два этапа - кроме Лагуна Секи, есть Индианаполис. На легендарном автомобильном треке создана внутристадионная конфигурация под мотогонки, так что получается эдакая дань уважения старой престижной Daytona 200.

Рисунок этого сезона очень похож на ход предыдущего чемпионата: большое количетво претендентов на старте, постепенное выбывание их из игры, и доминирование во второй части сезона одного пилота, который забирает титул. После двух лет невезения им снова стал Валентино Росси.

Хотя Кейси Стоунер начал защищать титул с победы, прошло шесть гонок, прежде чем он снова вернется на первую ступень подиума. В этот раз удача не на его стороне: пилотские ошибки и технические проблемы Ducati приводят к тому, что он в чемпионате сразу начинает отставать от Валентино Росси и Дани Педросы, который после двух "разгонных" сезонов полным ходом пошел к своему первому титулу в MotoGP. Компанию тройке фаворитов в начале составлял и новичок Хорхе Лоренсо, чемпион GP250, напарник Росси и замена Колину Эдвардсу - ему удалось отлично начать сезон и возглавить зачет после трех гонок, но затем испанец переступил черту и стал ездить слишком безрассудно, что вылилось в сериал из сломанных костей.

Стоунеру после трети сезона удалось закрепиться на подиуме, и он начал догонять Педросу и Росси. Дани оказался вторым гонщиком после Лоренсо, который выбыл из борьбы за титул: в Германии, в середине сезона он сильно травмировался, расставшись с лидерством в зачете. После Германии прошла гонка в США, на Лагуна Секе, где уже никто не мешал разбираться двум оставшимся претендентам. Победа Росси прервала серию побед Стоунера, который перед летним перерывом оказался в той же ситуации, что был сам Росси год назад: он недалеко от лидера (25 очков, 212 - 187), и для борьбы за титул ему нужно обязательно приезжать выше. Следующие два этапа оказываются для австралийца полностью "нулевыми" - он падает и не набирает очков, вдобавок травмируют руку и насовсем выбывает из чемпионской кампании. Валентино тем временем выигрывает пять гонок подряд и берет шестой титул в MotoGP, число побед на его домашнем Гран-При Италии вырастает до семи подряд. Всего у итальянца девять побед, а также обновление рекорда по очкам за сезон - 373.

Во второй части сезона клиенты Michelin - в первую очередь Педроса и Лоренсо, - уже окончательно проигрывают ударной двойке Bridgestone. Стоунер с шестью победами становится вице-чемпионом, Педросе с двумя отходит третье место. Лучший сателлит последних трех сезонов Марко Меландри становится напарником Стоунера в Marlboro Ducati, и из-за крайне низкой результативности оказывается в зачете предпоследним (17-м из 18-и). Провал Меландри, одного из сильнейших райдеров MotoGP 2005 - 2007 годов, демонстрирует трудность управления Desmosedici. За подобные истории, в которых до Мелы побывали Трой Бэйлис и Сете Жибернау, байк неофициально называют "разрушителем карьер".

Пилоты Yamaha возвращают ей кубок конструкторов, прототип YZR-M1 избавлен от проблем стартовой модели 2007 года. Honda также показывает рост после предыдущего сезона, позиции Ducati и Suzuki, наоборот, ослабевают. Заводская команда Kawasaki Racing Team после завершения чемпионата покидает MotoGP из-за тяжелых последствий мирового экономического кризиса, добившись за все годы только отдельных подиумов.


2009

Сине-белые дни

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
306 Валентино Росси Yamaha 7/17 6/17 13/17 Седьмой титул, квалифайер года
261 Хорхе Лоренсо Yamaha 5/17 4/17 12/17 4 схода
234 Дани Педроса Honda 2/17 1/17 11/17 2 схода

Гран-При Китая ждет участь Турции - несмотря на нескучные гонки, на них приходит мало людей. То же самое касается и этапа в Катаре, но ближневосточный этап никуда не пропадает. Так как с 2008-го Катар стал ночной гонкой, ему придали статус более экзотического, не имеющего аналогов в календаре. Сете Жибернау подписывает контракт с новой частной командой Ducati и возвращается в MotoGP... всего на полсезона: летом команда ликвидирована из-за нехватки финансов.

Проблемы с качеством продукции Michelin привели к тому, что за два предыдущих сезона он подрастерял доверие своих лучших пилотов, как и самих пилотов вообще. Французы отказываются от продолжения участия в MotoGP, и Bridgestone становится монопоставщиком покрышек.

В чемпионате становится обычным, когда первые позиции разделяются между одной и той же четверкой гонщиков - Валентино Росси, Кейси Стоунер, Дани Педроса и Хорхе Лоренсо. В 2009-м состоялся самый напряженный чемпионат последних лет, причем разыграли его внутри заводской Yamaha. Всю первую треть сезона Стоунер, Лоренсо и Росси шли наравне, Педроса же отставал. Проблемы со здоровьем у Кейси заставили его покинуть чемпионат на несколько этапов - это означало, что основная интрига теперь ложится на плечи Росси и Лоренсо. После 2008-го Хорхе стал стабильнее и по скорости он встал на одну ступень с лидерами, но ему по-прежнему не доставало опыта и терпения: его четыре "баранки" нанесли больше ущерба, чем две "баранки" Доктора, который выдержал оппозицию со стороны молодого голодного напарника и завоевал седьмой титул MotoGP.

В конце года на первые позиции вернулись Стоунер с Педросой, которые до этого отсутствовали - Кейси отсутствовал буквально, а Дани - с точки зрения борьбы за победы. После летнего перерыва и адаптации Honda под Bridgestone Дани набрал почти столько же очков, сколько Валентино (118 - 119), и это обещало наличие интриги в следующем году. Лоренсо улучшил прошлогоднюю позицию и стал вице-чемпионом. Поздний рывок Педросы принес ему много очков во второй половине сезона, хотя испанец слишком много потерял в первой, так что ему отошла третья позиция. Стоунер до последней гонки сам претендовал на бронзу чемпионата, но его авария перед стартом в Валенсии вкупе с победой Педросы предопределила четвертое место.

Заводской коллектив FIAT Yamaha - единственный, имеющий возможность регулярно побеждать обоими пилотами. Его сине-белый байк значительно эффективнее конкурентов, поэтому еще один кубок конструкторов отправляется в Ивату. Пары Honda и Ducati по разным причинам идут на шаг позади. В этих командах - небольшие рокировки: из "Хонды" в "Дукати" переходит Ники Хэйден, которого там заменяет дебютант 2008 года Андреа Довициозо. Для японцев это ничего особо не меняет, но для итальянцев Хэйден - шаг вперед после Меландри, хотя и не слишком большой. Американец завершает 2009 год 13-м, с одним подиумом. Довициозо побеждает на дождевом Гран-При Великобритании. Это последний раз, когда британский этап принял Донингтон Парк, потому что его заменят на модернизированный Сильверстоун.

Имя Kawasaki пропадает из чемпионата насовсем. Если после 2008-го ушла заводская команда, то теперь уходил и частный проект Hayate Racing, "остатки" того большого проекта, за который выступал Марко Меландри. Итальянец взял второе место во Франции, подиум стал для него финальным в MotoGP.

Автор: Indian

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl + Enter! Или перейдите по данной ссылке!