2000 — 2009

2000

Робертс и большой год Suzuki

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечанние
258 Кенни Робертс Suzuki 4/16 4/16 9/16 Единственный титул MotoGP
209 Валентино Росси Honda 0/16 2/16 10/16 Дебютный год в MotoGP
170 Макс Бьяджи Yamaha 5/16 2/16 4/16 4 схода

Теперь в Японии проводится два Гран-При: один на Сузуке, и второй на новом кольце Твин Ринг Мотеги (который тоже принадлежит компании Honda). Аргентина берет очередную паузу, вместо нее ставят Португалию и ее известную трассу Эшторил.

После схода со сцены Рейни и Шванца в 1993-1995 годах Yamaha и Suzuki словно начали соревноваться, кто глубже упадет: марки так и не нашли равнозначной замены, тогда как Honda была лакомым куском для любого гонщика. Suzuki вышла из штопора первой, когда наняла себе младшего Кенни Робертса. В прошлом году он четыре раза победил и заставил мир Гран-При снова заговорить об этой марке.

В 2000 году американец солировал, хотя не доминировал. Его опыт и уровень мотоцикла позволили собирать хорошие очки, а остальные части пирога делило большое количество пилотов: это и напарники по Marlboro Yamaha Карлос Чека и Макс Бьяджи, и Алекс Баррос с Гэри Маккоем из спутников Honda и Yamaha соответно. Умнее всех оказался дебютант и чемпион GP250 Валентино Росси, не без наставнических советов спортивного директора команды Nastro Azzurro Мика Дуэна научившийся к середине сезона постоянно доезжать до подиума. Поначалу 21-летний итальянец не особенно тревожил других быстрых пилотов, затем нестабильность ушла и Доктор показал высокий класс. Во второй половине #46 взошел на семь подиумов из восьми и набрал 142 очка — это больше, чем было у Робертса (133) и Бьяджи (126). Итог: вице-чемпионство.

Ход чемпионата сильно изменился во второй части сезона. Главным преследователем Робертса изначально был не Росси и не Бьяджи, а напарник Пирата Карлос Чека — на экваторе сезона они были недалеки друг от друга (125-111). После экватора Чека показал другой уровень выступлений и отдалился от подиума, и в то же время активизировался Бьяджи, начавший постоянно сталкиваться и с Росси, и с Робертсом. Финальный рывок и две победы принесли Максу бронзу чемпионата. После слабоватого первого года в Yamaha результат был неплохим, но итальянец заплатил большую цену за четыре схода в пяти первых гонках, из-за чего не только едва успел опередить Барроса и Маккоя (170-163-161), но и проиграл новичку Росси.

Защищавшийся чемпион Алекс Кривье проводит очень неровный год со множеством падений, хотя одну победу ему удается взять. Золото в Ле-Мане окажется для испанца последним в карьере.

 

2001

Воссоединение Италии

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
325 Валентино Росси Honda 4/16 11/16 13/16 Последний чемпион GP500
219 Макс Бьяджи Yamaha 6/16 3/16 9/16 Вновь вице-чемпион
210 Лорис Капиросси Honda 4/16 0/16 9/16 Гонщик сателлитной команды

Обнародованы большие изменения в регламенте на 2002 год, в котором можно будет использовать моторы объемом до 990 «кубиков», хотя эта цифра доступна только для четырех тактов. Для двух стоит старое ограничение в 500. FIM хочет привлечь в чемпионат больше марок, а также приблизить технику к дорожным спортбайкам, которые сплошь четырехтакты.

Валентино Росси пошел за первым титулом. По этой дорожке шел и земляк Макс Бьяджи, при котором Yamaha стала выступать всё лучше и лучше (в предыдущий сезон марка в плотном сражении против Honda выиграла зачет производителей, 318 — 311). Если на первых этапах эффективнее был Росси, то затем их потенциалы сравнялись, одна близкая битва следовала за другой. Когда пришла пара уходить на летний перерыв после девяти гонок, обстановка была следующая: пять побед и 170 очков Валентино против трех побед и 160 очков Макса.

На первой гонке после перерыва в Чехии преследуемый Доктором Пират допускает первую серьезную ошибку в чемпионате и вылетает. Росси выигрывает заезд, и затем пять гонок из шести оставшихся. Бьяджи всё усугубляет новыми ошибками, он начинает проигрывать пилотам, не боровшимися за титул — Чеке, Капиросси, и т.д. Интересно, что сезон для Бьяджи пошел наперекосяк именно в Брно — на треке, где он за все годы в Гран-При выиграл шесть гонок. Вторую чемпионскую кампанию итальянец похоронил сам, в отличие от сезона 1998, когда ключевую роль сыграло наказание от организаторов, которое впоследствии ими  было признано некорректным.

С хорошим отрывом выиграв первый большой титул, Росси становится первым итальянским чемпионом после Франко Унчини. Кроме того, так как победа одержана на мотоцикле команды Nastro Azzurro, в истории он становится одним из двух ездоков Honda, который примерил корону, не выступая за основную команду (другим является Эдди Лоусон). Лорис Капиросси впервые закрывает год призером чемпионата. Таким образом, в сезоне 2001 тройка лучших представляла Италию. Последний раз три представителя одной страны вставали на итоговый подиум в 1983-м, самом американском сезоне в истории MotoGP. Тогда их было даже четверо: Фредди Спенсер, Кенни Робертс, Рэнди Мамола, Эдди Лоусон.

Время Кенни Робертса подошло к концу, период короткого расцвета Suzuki на рубеже тысячилетий завершился до того, как начался последний сезон пятисоток. Американец проводит крайне слабую защиту титула с единственным дождевым подиумом в Валенсии, и занимает в чемпионате 11 место. Впереди много похожих сезонов. С одной стороны, Suzuki 2001 года был небезнадежен, но марка сделала слишком маленький шаг в развитии  протототипа, сильно отстав от Honda и Yamaha.

Чемпион 1999 года Алекс Кривье провел финальный год в Repsol Honda — в команде, которую он не покидал с 1994-го. Первый испанский чемпион защитил пару подиумов, и более не побеждал. Одна из травм, полученных в год титула, оставила отпечаток на здоровье: гонщик время от времени терял сознание, но к счастью, не во время гонок. Кривье не стал идти на новые риски и завершил карьеру, хотя у него были планы на 2002 год — он собирался выступать за частную Pramac Yamaha. Всё закончилось вместе с финалом эпохи GP500.

 

2002

Четвертакты снова в деле

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
355 Валентино Росси Honda 7/16 11/16 15/16 Первый чемпион MotoGP
215 Макс Бьяджи Yamaha 4/16 2/16 8/16 Вице-чемпион в последней гонке
209 Тору Укава Honda 0/16 1/16 9/16 Напарник Росси

Вступление в силу нового регламента, разрешающего использование 4-тактных мотоциклов с моторами до 990 «кубиков» рабочего объема. Заводские коллективы сразу переходят на новые байки, спутниковые команды проводят год на прежних версиях. Новый регламент не содержит ограничения по количеству цилиндров для четырехтактов — этим моментом пользуется Honda и выводит на трассы пятицилиндровый байк RC211V. Идея FIM заинтересовать новые марки работает, начинают создавать свои прототипы Ducati и Kawasaki.

Действующий чемпион Валентино Росси начинает год с победы и берет чемпионат под контроль, не испытывая давления от какого-то конкретного соперника: Тору Укава, Макс Бьяджи и Алекс Баррос в основном соревнуются между собой и забирают очки друг у друга. К середине сезона преимущество Росси над Укава стало почти двухкратным (195 против 108), и к финалу оно выросло еще больше. По ходу чемпионата Доктор не опускается ниже второго места, берет 11 побед, включая семь подряд, и всего один раз сходит в Чехии по технической причине. Впервые с 1999 года действующий чемпион остается таковым по итогам сезона.

За второе место до конца борятся Бьяджи, Укава и Баррос. Тору, напарник Валентино в Repsol Honda, со скромной разницей проигрывает этот бой Бьяджи, и итальянец таким образом снова оказывается вице-чемпионом. Разница по очкам с первым местом оказывается больше, чем год назад — 355-215 против 325-219. Завершение сезона украсили стычки Барроса и Росси. Бразилец почти весь 2002 год выступал на Honda NSR500, но за четыре этапа до конца получил возможность пересесесть на литровую RC211V. Все четыре заезда Алекс закончил на подиуме, в том числе дважды — на верхней ступени, оставив Росси за собой.

Первый год MotoGP (такое название отныне принадлежит премьер-классу) показывает, что Honda сразу смогла подготовить лучший мотоцикл чемпионата, при этом Росси повышает свое мастерство и лидирует весь сезон без пилотских ошибок. Пилоты Yamaha Бьяджи и Чека такого же прогресса не показывают, их результативность остается на уровне прошлого сезона. Аналогичен и случай Suzuki — в лучшую сторону подвижек нет.

Aprilia поменяла концепцию своего мотоцикла — если в 90-х и начале нулевых итальянцы упорно старались держаться за идею «управляемость важнее мощности», что выражалось в постройке V-твинов объемом меньше 500 «кубиков», то ее новое оружие RS3 строится по мэйнстримовой концепции, с мотором максимального рабочего объема — отныне это кубатура 990. Мотоцикл выделяется обилием электронных систем.

 

2003

Росси против Жибернау, часть I

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
357 Валентино Росси Honda 9/16 9/16 16/16 Последний год с Honda
277 Сете Жибернау Honda 1/16 4/16 9/16 Вернулся в Honda после перерыва
228 Макс Бьяджи Honda 3/16 2/16 9/16 Самый результативный сезон

Макс Бьяджи, не добившийся титула для Marlboro Yamaha, меняет место работы и переходит в сателлит Camel Pramac Pons. В чемпионат приходит Ducati, а Kawasaki проводит первый полный сезон после нескольких выступлений по дикой карте в 2002-м. Трек Сузука спустя полтора десятилетия после дебюта в календаре чемпионата осенью будет исключен в связи с гибелью гонщика Дайдзиро Като. Как-то серьезно улучшить безопасность на японском кольце нельзя, поэтому от него решено отказаться, начиная с 2004-го.

Валентино Росси на пути к третьему титулу вновь проводит доминирующий сезон. Итальянец все 16 этапов завершает на подиуме и дважды опускается ниже второго места. В отличие от 2002-го, на этот раз ему не удается сразу добиться преимущества над преследователем, которым весьма неожиданно стал Сете Жибернау — гонщик, на тот момент шесть лет выступавший в MotoGP, включая три года в Repsol Honda, но не отметившийся борьбой за большие призы. Пересев в 2003-м на литровую Honda, Жибернау почувствовал себя гораздо увереннее и стал бороться с Росси за победы. После 10 этапов их разделяло 29 очков (187 против 158). После летнего перерыва Сете перестал приезжать выше Валентино, тогда как последний начал брать одну победу за другой. Вторая половина сезона прошла примерно в том же стиле, что и предыдущий год. Есть сходство и с сезоном 2001: Доктор переводит чемпионат на свои рельсы после гонки в Брно, и после этого его не догнать.

Макс Бьяджи стал в чемпионате третьим, уступив позиции не только Росси, но и Жибернау, который тоже ездил на частной Honda. С одной стороны, для Пирата 2003-й оказался наиболее эффективным годом в MotoGP (набрал рекордные для себя 228 баллов). С другой, качественных перемен в его результативности не было, он продолжил ездить примерно так, как до этого, включая чередование подиумных серий и неудачных гонок, которые эти серии обесценивали. Вместе с Жибернау итальянец находился в титульной гонке до середины сезона, после чего сход в Германии портит ему ход чемпионата, и он теряет очки относительно Росси.

Вместе с Максом Yamaha смогла прервать кризис и подтянуться к лидерам, что выразилось в победе 2000-го в кубке конструкторов и вице-чемпионствах Бьяджи 2001-2002 годов. Основной груз ответности лег на Карлоса Чека и Алекса Барроса, который отлично завершил предыдущий сезон в Honda. Ни тот, ни другой не могут составить конкуренцию многочисленным Honda, что выливается всего в один подиум за сезон в дождевой Франции. Последний раз настолько засушливый год был у Yamaha в 97-м — разгаре предыдущего кризиса и доминирования Honda. Honda доминирует и теперь: в топ-5 четверо гонщиков — её.

Дебют Ducati вышел солидным — Лорис Капиросси выиграл гонку на Барселоне-Каталунье и закончил сезон на четвертом месте, его напарник Трой Бэйлис становится новичком года. Что касается дебюта Kawasaki, то там дела пошли несравнимо хуже — Гэри Маккой за весь год один раз прошел в первый десяток и редко набирал очки, так что его 22 итоговая позиция закономерна.

 

2004

Росси против Жибернау, часть II

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
304 Валентино Росси Yamaha 5/16 9/16 11/16 Первый чемпион Yamaha с 1992 года
257 Сете Жибернау Honda 5/16 4/16 10/16 Вновь вице-чемпион
217 Макс Бьяджи Honda 1/16 1/16 9/16 2 cхода

Последний год переходного периода для мотоциклов разных конструкций, положенный регламентом MotoGP. Однако, последний двухтактный байк коллектива Кенни Робертса выходил на старт MotoGP еще прошлой весной, поэтому транзит к моменту старта сезона давно завершился. Абсолютному большинству игроков чемпионата хватило 2002-го, чтобы закончить перестройку. Появляется новый Гран-При Катара.

Между конкурирующими домами Honda и Yamaha — снова обмен: Honda расстается с Валентино Росси и получает назад Алекса Барроса, чья ударная концовка сезона 2002 еще не забыта. Росси, которому наскучили собственные победы при любых условиях на мотоцикле одной марки, переходит в заводской коллектив Gauloises Yamaha, чьи дела после расставания с Максом Бьяджи пошли тяжело. Но Доктора больше заботит тот факт, что у марки в личном зачете не было титулов с 1992 года, поэтому ему хочется попробовать исправить эту ситацию. Против него выступает большой лагерь «Хонды» на отлично зарекомендовавших себя RC211V — это Алекс Баррос с Ники Хэйденом из заводского проекта Repsol Honda, и Бьяджи с Жибернау из двух частных.

Сезон начал развиваться практически так же, как прошлый: Росси с переменным успехом ведет борьбу с Бьяджи и Жибернау. Гонщики «Хонды» не дают шансов Доктору уйти в зачете вперед, пока не начинается вторая часть сезона, где рисунок меняется в прошлогоднем ключе: Росси удается поддержать ход первой части и снова взять титул, в то время как преследователи начинают совершать ошибки. Самая плотная точка в чемпионате достигнута на Гран-При Германии, восьмом этапе чемпионата: Росси — 139, Бьяджи — 138, Жибернау — 126 очков. Доктор держит у себя минимально возможное преимущество, хотя вся тройка лидеров ведет сезон неровно, с ошибками и упущенными возможностями. Далее — то же самое, что и в предыдущие годы, с переломом после летнего перерыва и досрочным чемпионством триумфатора.

Год становится очередной демонстрацией разницы Валентино и его основных конкурентов: в 2003-2004 годах все они меняют команды и мотоциклы, что почти не отражается ни на цифрах в зачете, ни на уровне проведения второй половины сезона. Интересно также, что давний гонщик Yamaha Карлос Чека проездил год со своей прежней результативностью, несмотря на факт, что другой пилот на таком же мотоцикле выиграл титул.

Что касается другой пары «хондоводов» — заводчан Барроса и Хэйдена, — они не добились побед и в зачете оказались ниже коллег-сателлитов. По итогам года в первой шестерке — пять пилотов Honda, проигравшие борьбу одному пилоту Yamaha. Marlboro Ducati ждет провал результатов по сравнению с удачным дебютом, так как завод неудачно модернизирует свой первый прототипный байк, из-за чего новый Desmosedici GP4 — скорее не шаг вперед после GP3, а неудачный шаг в сторону.

Aprilia бросает безуспешные попытки сделать успешным слишком навороченный прототип RS3, и прикрывает программу MotoGP. Её байк не смог выделиться на треке чем-то интересным, но он был интересен сам по себе как аппарат со сложной электроникой и мотором, оснащенным пневмоприводом клапанов. Ничего подобного у других заводов не будет еще несколько лет. 800-кубовый регламент 2007 года ускорит этот прогресс.

 

2005

Росси присваивает земли Бьяджи и Жибернау

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
367 Валентино Росси Yamaha 5/17 11/17 16/17 Пятый титул в ряд
220 Марко Меландри Honda 0/17 2/17 7/17 Гонщик сателлитной команды
206 Ники Хэйден Honda 3/17 1/17 6/17 Опередил напарника, Макса Бьяджи

MotoGP ждет большое обновление календаря. Возвращается этап в США на кольце Лагуна Сека, появляются гонки в Китае и Турции, Бразилия и ЮАР исключены. Благодаря тому, что новых этапов больше исключенных, сезон вырастает до 17 остановок.

Расставание Валентино Росси с Repsol Honda обнадежило Макса Бьяджи и Сете Жибернау: оба становились главной силой Honda (хотя ни тот, ни другой не выступали за заводской коллектив) и могли открыть сезон охоты на титул. Тем не менее, даже на новом месте работы Росси был эффективнее обоих. Сезон 2005 стал противоположностью интригующему 2004-му: Валентино провел суперсезон с 11 победами, как в 2002-м, не встретив сопротивления. И Бьяджи, и Жибернау потерпели крах, не выиграв даже гонки.

В 2005 году Макс выступал за Repsol Honda и завершил сезон пятым, после чего его практически попросили из MotoGP — сложный характер итальянца не открывал, а закрывал перед ним двери, и сильные команды не желали с ним работать, несмотря на сильную спонсорскую поддержку. Карьера Пирата в MotoGP продлилась восемь сезонов (1998 — 2005), и хотя титула он не выиграл, этот путь оказался весьма успешен, так как Макс шесть раз был призером серии. Сете провалился сильнее, до седьмого места: его четыре подиума в спортивном плане были обнулены аж семью сходами — сумасшедшее количество ошибок для пилота такого уровня. Таким образом, и Бьяджи, и Жибернау в 2005-м перестали существовать как одни из сильнейших пилотов MotoGP.

Вместо них выстрелили напарники, Марко Меландри и Ники Хэйден. Меландри одержал дебютные победы в концовке сезона (ГП Турции и Валенсии) и выиграл битву за вице-чемпионство у Хэйдена, который в середине чемпионата тоже взял первое золото (Гран-При США). Ни тот, ни другой не замедлили Росси на пути к его пятому титулу, поэтому разрыв по очкам оказался очень большим.

Аналогично прошлому сезону, пропасть между Валентино и ближайшим пилотом Yamaha бездонна — его новый напарник экс-чемпион WSBK Колин Эдвардс набирает менее 50% от того, что набирает Доктор (367 — 179). Этого хватает, чтобы опередить Honda в кубке конструкторов, в отличие от предыдущего сезона. Ducati крепнет после провала, Лорис Капиросси побеждает в Малайзии и Японии.

 

2006

Один на всех и все на одного

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
252 Ники Хэйден Honda 1/17 2/17 10/17 Титул в последней гонке, квалифайер года
247 Валентино Росси Yamaha 5/17 5/17 10/17 Упустил титул впервые с 2001 года
229 Лорис Капиросси Ducati 2/17 3/17 8/17 Первый топ-3 для Ducati

Чемпионат начался не так, как предыдущие — технические проблемы Валентино Росси дают шанс другим гонщикам держать на прицеле титул до финала. По прошествии шести гонок (после Италии) оказывается, что претенденты относительно старта сезона никуда не сдвинулись и идут вровень — у Ники Хэйдена и Лориса Капиросси по 99 очков, чуть позади Марко Меландри и дебютант Дани Педроса (89 — 86), Росси в отдалении (65). В этом момент происходит событие, влияющее на эффективность Капиросси и Меландри в середине сезона. Инцидент на гонке в Каталонии оставляет их с травмами. У Росси также продолжаются неудачи — он падает на ГП Нидерландов и травмируется.

Хэйден работает как часы, раз за разом приезжая на подиум. Американец очень ровно проводит сезон, избегая чрезмерного риска, так что он отправляется на летний отдых явным фаворитом чемпионата и располагает хорошим запасом относительно Дани, Марко и Валентино (194 — 160 — 150 — 143). На этом удача #69 исчерпана, потому что вторую часть сезона он проводит заметно хуже. Доктор делает сильный летне-осенний рывок, что возвращает его в гонку за титулом. Шансы вырастают еще сильнее на предпоследнем Гран-При в Португалии после столкновения Педросы с Хэйденом. Американец за пять прошедших этапов теряет все преимущество, и более того, он уходит с верхней позиции в зачете, которую занимает с третьего этапа. Тем временем к нему приблизились Капиросси и Меландри, так как более результативно продвигаются к финишу.

Всё решается на финале в Валенсии. Валентино первый раз в сезоне лидирует в чемпионате, но Ники рядом (244 — 236). Остальные в завершающий период 2006-го были не настолько хороши для того, чтобы удержаться с лидерами. По приезду на трек имени Рикардо Тормо ни у Марко, ни у Лориса, ни у Дани нет шансов стать чемпионами, но им нужно разобраться, кому будут вешать на шею серебряную медаль (217 — 209 — 202).

Доктор неудачно проводит заезд, допустив падение. Он финиширует 13-м, Хэйден безошибочен и попадает на подиум, чего достаточно для титула. Второе место Капиросси приносит ему бронзовую медаль, так как Меландри отдал эту позицию после среднего финиша на пятом месте. Педроса сохраняет в зачете пятое место, также он признан новичком года. Удивительный результат показывает Трой Бэйлис, уже как год вернувшийся в WSBK и разжившийся там своим вторым титулом — именно он на Ducati выигрывает этап в Валенсии.

Другая интересная тема — воссоединение младшего Кенни Робертса со старшим. Отец и сын в MotoGP работали в одной команде до того, как последний ушел в Suzuki. У старшего тоже начался новый период — он перестал развивать проект собственного мотоцикла, прошел через неудачный опыт с моторами KTM (2005) и выбрал вариант аренды мотора Honda для установки в своё шасси. Конструкция оказывается удачной, и сын Кенни оживляет карьеру после многих тяжелых лет. На байке KR211V он дважды приезжат в топ-3, участвует в нескольких стычках с первыми пилотами. Итоговая шестая позиция в зачете для него — лучшая с 2000 года.

Сете Жибернау проводит не лучший год в Ducati (подиумов и побед нет) и уходит из MotoGP. Чемпионат скомкан травмами, которые обусловили пропуск четырех Гран-При — так долго Жибернау никогда не отсутствовал. Для испанца сезоны 2003 и 2004 были крайне хороши, однако все остальные годы в чемпионате ему было трудно. Переход в Ducati не смог перезапустить его карьеру. За 10 лет в старшем классе Гран-При Жибернау был призером чемпионата дважды. Его мотоцикл перешел Кейси Стоунеру, гонщику LCR Honda.

 

2007

Сильное покраснение

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
367 Кейси Стоунер Ducati 5/18 10/18 14/18 Первый титул Ducati, квалифайер года
242 Дани Педроса Honda 5/18 2/18 8/18 3 схода
241 Валентино Росси Yamaha 4/18 4/18 8/18 Впервые вне топ-2

Начал действовать обновленный технический регламент, по технике произошли первые серьезные изменения с 2002 года: максимальный рабочий объем моторов был снижен с 990 «кубиков» до 800. Устанавливается верхняя граница для цилиндров в моторе — четыре, как во времена пятисоток. История необычного пятицилиндрового агрегата Honda закончена, новый RC212V спроектирован как четырехцилиндровый. Сезон содержит 18 этапов (организаторы после многих лет снова включили Гран-При Сан-Марино) и с тех пор он не растет.

Дебютант 2006-го Кейси Стоунер в первый год прошел путь от быстрого стабильного гонщика до гонщика, у которого наблюдались проблемы с оценкой предела: во второй части сезона 2006 австралиец начал обгонять самого себя и часто падать. Тем не менее, именно этот гонщик, перейдя в Ducati на место Сете Жибернау, с 10 победами уверено выиграл чемпионат 2007 года, показав тот же уровень результативности, что и Валентино Росси парой сезонов ранее (по 367 очков за год). Это был также первый триумф для Ducati.

Год обещал стать четырехсторонней битвой Валентино Росси, Лориса Капиросси, Ники Хэйдена и его напарника Дани Педросы. Реальность внесла поправки: Капиросси и Хэйден не были так удачливы, как год назад, Росси оказался немного ограничен техническим потенциалом мотоцикла и шин Michelin, и только Педроса смог показать примерно то же самое, что в 2006-м. До середины сезона тройка Стоунер-Росси-Педроса шла схожим темпом, после чего австралиец ушел вперед, оставив итальянца и испанца забирать очки друг у друга.

Впервые с 2000 года основной конкурент Росси по чемпионату не испортил себе вторую часть сезона, проведя ее на том же уровне, что и первую. Этот момент обеспечил Стоунеру титул, который на середине чемпионата чувствовал давление от Росси, так как после восьми этапов из 16 претендентов разделяли небольшой 21 балл (185 — 164). Валентино по разным причинам (в том числе техническим) не смог после перерыва совершить тот же рывок, что в 2006-м. Более того, его догнал Педроса и в итоге перегнал на один балл (242 — 241). Такая разница получилась из-за финала в Валенсии, которая для Доктора снова стала несчастливой — на уик-энде он сломал руку и на следующий день выбыл из гонки после верховки.

Ники Хэйден провалил защиту, добившись за год трех подиумов и восьмого места в зачете далеко за напарником Педросой. Лорис Капиросси тоже проиграл год соседу, но итальянец всё же добился победы в Японии (седьмой в зачете). И наконец, Марко Меландри, последний из претендентов на титул 2006 года: он оказался пятым и лучшим из спутников, как и в два предыдущих сезона.

У Suzuki лучший сезон с последнего триумфа Кенни Робертса: Джон Хопкинс и Крис Вермюлен на двоих получают восемь призовых наград, включая золото во Франции. Хопкинс проводит лучший год в своей карьере, в зачете встает четвертым. Оживление карьеры Робертса сменилось новым угасанием. Старший Робертс сталкивается с тем, что не может найти достаточно финансов для продолжения работы с Honda, так как новый регламент ощутимо поднял цены на моторы. Для обоих сезон 2007 становится финалом в Гран-При. Младший за семь гонок набирает скромные четыре очка и после Гран-При Каталонии снимается с чемпионата, остальную часть сезона докатывает его брат Кертис. Проект KR212V набирает 14 очков, что меркнет на фоне 134-х KR211V.

Король Кенни завершил свои гранприйные дела в возрасте 56 лет, чему поспособствовал новый регламент. Робертс — настоящий долгожитель мира MotoGP: он пришел в чемпионат гонщиком в 1978 году, с первой попытки выиграл его, откатал шесть сезонов, после чего стал руководить одной из команд Yamaha, а впоследствии — и своим собственным проектом. Его карьера управкомандой продлилась гораздо дольше гоночной — 21 год против шести. Если их соединить, получится временной интервал в 29 лет (1978 — 2007) — солидно!

Honda начинает новую эру MotoGP почти так же, как заканчивает предыдущую — у неё больше нет преимущества над остальными. Вместе с Yamaha переживает в 2007-м непростой сезон, тогда как Ducati и Suzuki демонстрируют прогресс второй чемпионат подряд.

 

2008

Росси против Стоунера

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
373 Валентино Росси Yamaha 2/18 9/18 16/18 Рекорд по очкам
280 Кейси Стоунер Ducati 9/18 6/18 11/18 Квалифайер года
249 Дани Педроса Honda 2/18 2/18 11/18 Лидировал в середине сезона

Этап в Турции не приносит организаторам желаемой отдачи, и его убирают, хотя за три года там прошло три весьма интересных гонки. MotoGP продолжает закрепляться в США, и отныне чемпионат приезжает на два этапа — кроме Лагуна Секи, есть Индианаполис. На легендарном автомобильном треке задействуется внутристадионная конфигурация для Формулы-1, так что получается эдакая дань уважения некогда престижной Daytona 200.

Рисунок сезона похож на предыдущий чемпионат: большое количетво претендентов на старте, постепенное выбывание из игры, и доминирование во второй части сезона одного пилота. После двух лет невезения им стал Валентино Росси. Хотя Кейси Стоунер начал защищать титул с победы в Катаре, прошло шесть гонок, прежде чем он вернется на первую ступень подиума. В этот раз удача не на его стороне: пилотские ошибки и технические проблемы Ducati приводят к тому, что он в чемпионате сразу начинает отставать от Росси и Педросы, который после двух «разгонных» сезонов полным ходом пошел к первому титулу MotoGP.

Компанию тройке фаворитов в начале составлял и новичок Хорхе Лоренсо, чемпион GP250, напарник Росси и замена Колину Эдвардсу — ему удалось отлично начать сезон и возглавить зачет после трех гонок, но затем испанец переступил черту и стал ездить слишком безрассудно, что вылилось в сериал из сломанных костей. На шинах Michelin ему не удалось добиться постоянства результатов.

Стоунеру после трети сезона удалось закрепиться на подиуме. Дани оказался вторым гонщиком после Хорхе, который выбыл из борьбы за титул: в Германии в середине сезона он сильно травмировался, расставшись с лидерством в зачете. После Германии прошла гонка в США на Лагуна Секе, где никто не мешал разбираться двум оставшимся претендентам. Победа Росси прервала серию побед Стоунера, который перед летним перерывом оказался в той же ситуации, что был сам Росси год назад: он недалеко от лидера (25 очков, 212 — 187), и для борьбы за титул ему нужно обязательно приезжать выше.

Следующие два этапа на кольцах Брно и Мизано оказываются для австралийца нулевыми — он падает и не набирает очков, травмирует руку и выбывает из чемпионской кампании. Валентино тем временем выигрывает пять гонок подряд и берет шестой титул в MotoGP, число побед на его домашнем Гран-При Италии вырастает до семи подряд. Всего у итальянца девять побед, а также обновление рекорда по очкам за сезон — 373.

Во второй части сезона клиенты Michelin — в первую очередь Педроса и Лоренсо, — окончательно проигрывают ударной двойке Bridgestone. Стоунер с шестью победами становится вице-чемпионом, Педросе с двумя отходит третье место. Лучший сателлит последних трех сезонов Марко Меландри становится напарником Стоунера в Marlboro Ducati, и из-за крайне низкой результативности оказывается в зачете предпоследним (17 из 18). Провал Меландри, одного из сильнейших райдеров MotoGP 2005 — 2007 годов, демонстрирует трудность управления Desmosedici. За подобные истории, в которых до Мелы побывали Трой Бэйлис и Сете Жибернау, байк неофициально называют «разрушителем карьер».

Пилоты Yamaha возвращают кубок конструкторов, прототип YZR-M1 избавлен от проблем стартовой модели 2007 года. Honda также показывает рост после предыдущего сезона, позиции Ducati и Suzuki, наоборот, ослабевают. Заводская команда Kawasaki Racing Team после завершения чемпионата покидает MotoGP из-за тяжелых последствий мирового экономического кризиса 2008-го, добившись за все годы только отдельных подиумов.

 

2009

Сине-белые дни

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
306 Валентино Росси Yamaha 7/17 6/17 13/17 Седьмой титул, квалифайер года
261 Хорхе Лоренсо Yamaha 5/17 4/17 12/17 4 схода
234 Дани Педроса Honda 2/17 1/17 11/17 2 схода

ГП Китая ждет участь ГП Турции — несмотря на нескучные гонки, приходит мало людей. То же касается ГП Катара, но он никуда не пропадает. Так как с 2008-го Катар стал ночной гонкой, ему придали статус экзотики, не имеющей аналогов в календаре. Сете Жибернау подписывает контракт с новой частной командой Grupo Francisco Hernando и возвращается в MotoGP… на полсезона: летом она ликвидирована из-за нехватки финансов.

Проблемы с качеством продукции Michelin привели к тому, что за два предыдущих сезона он подрастерял доверие своих лучших пилотов, как и самих пилотов вообще. Французы отказываются от продолжения участия в MotoGP, и Bridgestone становится монопоставщиком покрышек по 2015 год включительно.

В чемпионате становится обычным, когда первые позиции разделяются между одной и той же четверкой гонщиков — Валентино Росси, Кейси Стоунер, Дани Педроса и Хорхе Лоренсо. В 2009-м состоялся самый напряженный чемпионат последних лет, и разыграли его внутри заводской Yamaha. Первую треть сезона Стоунер, Лоренсо и Росси шли наравне, Педроса отставал. Проблемы со здоровьем у Кейси заставили его покинуть чемпионат на несколько этапов — это означало, что основная интрига теперь зависит от Росси и Лоренсо. После 2008-го Хорхе стал стабильнее и по скорости он встал на одну ступень с лидерами, но ему не доставало опыта и терпения: четыре баранки нанесли Спартанцу больше ущерба, чем две баранки Доктора, который выдержал оппозицию со стороны голодного напарника и завоевал седьмой титул MotoGP.

В конце года на первые позиции вернулись Стоунер с Педросой, которые до этого отсутствовали — Кейси отсутствовал буквально, а Дани — с точки зрения борьбы за победы. После летнего перерыва и адаптации Honda под Bridgestone Дани набрал почти столько же очков, сколько Валентино (118 — 119), и это обещало наличие интриги в следующем году. Лоренсо улучшил прошлогоднюю позицию и стал вице-чемпионом. Поздний рывок Педросы принес ему много очков во второй половине сезона, хотя испанец слишком много потерял в первой, так что ему отошла третья позиция. Стоунер до последней гонки претендовал на бронзу чемпионата, но его авария перед стартом в Валенсии вкупе с победой Педросы предопределила четвертое место.

Заводской коллектив FIAT Yamaha — единственный, имеющий возможность регулярно побеждать обоими пилотами. Его сине-белый байк значительно эффективнее конкурентов, поэтому еще один кубок конструкторов отправляется в Ивату. Пары Honda и Ducati по разным причинам идут на шаг позади. В этих командах — небольшие рокировки: из «Хонды» в «Дукати» переходит Ники Хэйден, которого там заменяет дебютант 2008 года Андреа Довициозо. Для японцев это ничего особо не меняет, но для итальянцев Хэйден — шаг вперед после Меландри, хотя не слишком большой. Американец завершает год 13-м, с одним подиумом в Индианаполисе. Довициозо побеждает на дождевом Гран-При Великобритании. Это последний раз, когда британский этап принял Донингтон Парк, потому что его заменят на перестроенный Сильверстоун.

Имя Kawasaki пропадает из чемпионата насовсем. Если после 2008-го ушла заводская команда, то теперь уходил и частный проект Hayate Racing, остатки того большого проекта, за который выступал Марко Меландри. Итальянец взял второе место во Франции, подиум стал для него финальным в MotoGP.