1980 — 1989

1980

Неудержимый

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
87 Кенни Робертс Yamaha 2/8 3/8 6/8 Третий титул подряд и последний
72 Рэнди Мамола Suzuki 2/8 2/8 5/8 Первый полный сезон в GP500
59 Марко Лучинелли Suzuki 2/8 1/8 4/8 3 схода

Календарь сжался до восьми этапов в связи с проблемами вокруг Австрии и Венесуэлы, и так как Венесуэла перестала принимать Гран-При, чемпионат снова стал полностью внутриевропейским. Он получился настолько коротким, словно опять наступили 50-е. Южноамериканский трек Сан Карлос оказался малолюдной площадкой, каждый раз на старте еле набирался десяток пилотов. Проблема та же самая, что и у этапов в США и Аргентине — позволить себе путешествие на другой континент и обратно могут только команды при деньгах. По этой причине «выездные» гонки чемпионата многие десятилетия надолго в календаре не задерживались.

Еще одна заводская команда влилась в старшую кубатуру — это Kawasaki, которая была крайне сильна в конце 70-х — начале 80-х в средних кубатурах, причем после середины 70-х это была повторная попытка «Кавы» покорить GP500. Её лучший гонщик Корк Бэллингтон на KR500 должен был помочь заводу вмешаться в напряженную борьбу Yamaha c Suzuki. Барри Шин провел неудачный первый год на Yamaha, его не было на подиумах и нескольких этапах из-за травмы.

Доминирование Кенни Робертса продолжилось, но с точки зрения марок доминировала Suzuki — на RG500 по-прежнему гоняло большинство гонщиков. Лучшим из них стал новичок из США Рэнди Мамола. Он заменил в Heron Suzuki Шина, и заменил вполне удачно — ему удалось выиграть две гонки и стать серебряным призером. Хотя Робертс выиграл три и набрал больше очков, позиции Suzuki как марки были гораздо сильнее, ведь Кенни был фактически едиственным оружием Yamaha, тогда как на RG500 прилично ездили и Марко Лучинелли, и Франко Унчини, которым суждено самим стать чемпионами.

Позднее оживление в стане Suzuki напомнило предыдущий сезон, когда выстрелил Шин. В пелотоне происходит выравнивание по маркам, байков Yamaha становится примерно столько же, сколько Suzuki.

 

1981

Робертс под ударами Suzuki

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
105 Марко Лучинелли Suzuki 7/11 5/11 7/11 Третий титул Suzuki
94 Рэнди Мамола Suzuki 0/11 2/11 7/11 Снова вице-чемпион
74 Кенни Робертс Yamaha 0/11 2/11 5/11 2 схода, 2 пропуска (травмы)

Ранее исключенная как небезопасная Монца в измененной конфигурации возвращается в чемпионат и с перерывами пробудет в нем почти все 80-е. Вместе с этим, вводится еще один итальянский Гран-При, на треке Имола, хотя он и обозначен как этап государства Сан-Марино. Австрия получает свой Гран-При обратно. В календаре после прошлогоднего короткого чемпионата 11 гонок.

Вновь присутствует итальянский мотопроизводитель — это Cagiva, инженеры которой в этом году получили опыт работы с техникой верхнего уровня, а именно с клиентским байком Yamaha TZ500. В 1982-м команда выставит собственный гоночный байк. У Cagiva впереди долгий и трудный путь к высоким результатам через эксперименты с конструкцией и поиск сильных пилотов, которые подписаны на японские заводы.

Кенни Робертс и Рэнди Мамола начинают внутриамериканскую борьбу за корону, на небольшом отдалении идут новозеландец Грэм Кросби и итальянец Марко Лучинелли. На экваторе чемпионата в Ассене терпят аварии и Робертс, и Мамола, и Кросби, зато Лучинелли побеждает и поворачивает чемпионат в другом направлении. Марко открывает серию побед, хотя Рэнди всё равно сохраняет шансы до самого конца. Американец проваливает финал в Швеции и лишается шансов побить итальянца, хотя тот тоже неудачно провел заезд.

Лучинелли смог сделать то, что в 1979-м не получилось у Барри Шина — он вовремя повысил эффективность выступлений и вернул титул Suzuki, вместе с Рэнди Мамола нанеся мощный удар по лагерю Yamaha. Впрочем, для «камертонов» это был переходный год нового мотоцикла, с которым Кенни Робертсу оказалось нелегко.

Вернулся Барри Шин, которому пришлось просто выкинуть дебютный год (1980) на Yamaha. За спинами Лучинелли и Мамола развернулась горячая битва за третье место в чемпионате, и вновь Барри чуть-чуть не хватило, чтобы побить Робертса: 74 очка против 72.

 

1982

Honda вставляет свое слово

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
103 Франко Унчини Suzuki 0/11 5/12 7/12 Четвертый титул Suzuki
76 Грэм Кросби Yamaha 1/11 0/12 5/12 Последний год в MotoGP
72 Фредди Спенсер Honda 4/11 2/12 5/12 Первый полный сезон в GP500

Сезон вырастает на одну гонку благодаря повторному включению этапа в Аргентине.

Джакомо Агостини закончил дела в автомобильных гонках и вернулся в чемпионат в качестве управленца проекта Marlboro Yamaha. Его гонщик Грэм Кросби не смог поволновать Франко Унчини из Suzuki, но стабильный уровень выступлений принес ему вице-чемпионство. Грэм провел год в команде Агостини после двух лет выступлений за Suzuki, и это перемены пошли на пользу, так как он стал призером чемпионата. Несмотря на это, он решил покинуть мировой мотоспорт. На Кросби остановилась линия успешных гонщиков из Новой Зеландии — Джинджера Моллоя, Кита Тернера, Кима Ньюкомба, его самого. Все они становились вице-чемпионами и заканчивали после самых лучших результатов в MotoGP.

Действующий чемпион Марко Лучинелли из-за разногласий с Suzuki переходит на недавно вернувшуюся в чемпионат Honda, но это не приносит ему выгоды и он не борется за подиумы, и как результат — не имеет никакой возможности отстоять титул. Работа итальянского чемпиона с Honda почти сразу началась с большой проблемы: на второй гонке сезона в Австрии Марко ошибается и падает с мотоцикла на 220 км/ч. В дальнейшем он признавался, что то падение изменило его, он уже не ездил так, как до этого. В отсутствие Лучинелли сливки снимает другой «сузуковод» Франко Унчини, который взял чемпионат без прямого противостояния с кем-либо.

Третье место занял дебютант Фредди Спенсер — очередной сильный американец в чемпионате и большая надежда Honda. Марка устала биться за живучесть экзотического проекта NR500 с четырехтактным 32-клапанным мотором с овальными поршнями, поэтому он был закрыт и для сезона 1982 завод подготовил более традиционную технику — трехцилиндровый двухтактный NS500.

Главной темой вне призовой тройки стал новый виток борьбы Барри Шина и Кенни Робертса, которая почти без перерывов шла пять лет. Оба пилота Yamaha до определенного момента бились за чемпионат и с Унчини, и друг с другом. К сожалению, обоих выбросило из борьбы за четыре гонки до финала: в Сильверстоуне Шин на всей скорости влетел в упавший перед ним мотоцикл и сломал себе обе ноги. На том же уик-энде Робертс травмирует руку и ногу, и на этом кампания 1982 для того и другого завершилась.

В этой ситуации Барри особенно не повезло, так как он проводил лучший сезон с 1978-го, побывал на шести подиумах в семи гонках, на равных борясь с Робертсом, ездившим на заводской версии YZR500. К тому моменту райдеры набрали по 68 очков (Унчини набрал 88), и в итоге из-за двух побед американец стал четвертым, а непобеждавший англичанин — пятым.

 

1983

Король Кенни идет на последнюю войну

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
144 Фредди Спенсер Honda 6/12 6/12 10/12 Первый чемпион Honda
142 Кенни Робертс Yamaha 6/12 6/12 9/12 Прощальный сезон в Гран-При
89 Рэнди Мамола Suzuki 0/12 0/12 5/12 Последний сезон за Suzuki

Мировые гонки впервые приходят в ЮАР, на известное кольцо Кьялами. Еще три опасных трека исчезают навсегда — это Ногаро во Франции, Иматра в Финляндии и старый Брно в Чехословакии. В сезоне 12 этапов. Уже не было Kawasaki, так как марка покинула гонки из-за кризиса на мировом рынке мотоциклов.

Даже когда за чемпионат сильнейшие бьются с сильнейшими, в их борьбу вмешиваются другие быстрые пилоты. В этом плане сезон 1983 года был настоящим исключением и откровением, так как весь год побеждали всего двое — Фредди Спенсер на Honda и Кенни Робертс на Yamaha. Сезон был разрезан поровну: каждый смог завоевать по шесть поулов и шесть побед, так что понятно, почему чемпион определялся в самой последней гонке. Таких необычных сезонов в MotoGP всего два; первым была большая война Агостини и Хэйлвуда в 67-м, которая шла и закончилась в очень похожем стиле.

Спенсер начал с трех побед, тогда как Робертс «буксовал». В середине сезона динамика чемпионата поменялась, и Король Кенни начал стремительно отыгрываться. Эта пара пилотов делала дубли на протяжении четырех последних этапов, и Робертс даже смог выиграть финал сезона, но на стороне Спенсера сохранилось минимальное преимущество в два очка: 144 против 142. Затем Робертс ушел из чемпионата мира (но не из мотогонок). Титулованный американец проиграл крайне быстрому земляку, но это была достойная битва Робертса, которого не подкосила пара неудачных сезонов.

Агостини тем временем открыл новую американскую звезду — Эдди Лоусона, который завершил свой первый чемпионат четвертым. Эдди, как и  Фредди, перешел из американского Супербайка, в котором эти двое райдеров успели оценить класс друг друга. Он стал одним из четырех американцев в первой четверке зачета, которая выглядела так: Спенсер-Робертс-Мамола-Лоусон. Действующий чемпион Франко Унчини чуть не погиб в аварии по ходу гонки в Ассене, после которой итальянец впал в кому. К счастью, он восстановился и в следующем году вернулся в чемпионат. Довольно странно, что два итальянских чемпиона — Лучинелли и Унчини, друг за другом попали в инциденты, после которых они потеряли свою прежнюю скорость.

Барри Шин вернулся к Suzuki. Его последний год за Yamaha был похож на первый, со множеством нулевых результатов. Травма 82-го была настолько серьезной, что врачи рекомендовали ему отказаться от гонок вообще, однако Шин был намерен продолжать выступления.

 

1984

США наступают, Suzuki отступают

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
142 Эдди Лоусон Yamaha 2/12 4/12 9/12 Первый титул
111 Рэнди Мамола Honda 1/12 3/12 9/12 8 подиумов подряд
99 Раймон Роше Honda 0/12 0/12 8/12 Гонщик команды-спутника

Спенсер благодаря исключительному таланту выиграл битву за титул 1983 года на трехцилиндровой Honda NS500, когда кругом была четырехцилиндровая техника. Honda взялась за создание байка «как у всех», и переходный 1984-й помешал Фредди полноценно заняться защитой титула, хотя он выиграл пять гонок. Быстрый Фредди был дважды травмирован: на предсезонке и затем на внезачетной гонке в США, после которой финальные три ГП пришлось пропустить.

Суперстабильный Эдди Лоусон под чемпионском руководством Джакомо Агостини довел до финиша все гонки и досрочно стал триумфатором GP500, а Yamaha получила первый чемпионат с последней короны Робертса в 1980-м. Рэнди Мамола провел отличный по стабильности сезон, с тремя победами против четырех триумфатора Лоусона, но американец уже в третий раз оказался вице-чемпионом. Это был его первый год на Honda, так как он решил покинуть Suzuki, которая так и не подготовила замену старичку RG500.

Французский мотогонщик Раймон Роше, будущий чемпион WSBK, показал в 84-м свой лучший чемпионат за 10 лет в Гран-При. Не побеждал, но часто попадал на подиумы, благодаря чему попал в призеры сезона.

Барри Шин «пережил» вечного соперника Кенни на год, но англичанин, вернувшийся на Suzuki, не смог громко хлопнуть дверью. Финал карьеры пришелся на период затухания серьезной деятельности марки в MotoGP, так что Шина хватило на один подиум в ЮАР. Легенда Suzuki также страдал от сильных травм, которых он наполучал немало, и тем не менее, Барри стал лучшим «сузуководом» в 84-м году. Меньше людей остаются верны марке, и в частном секторе большой интерес получают мотоциклы Honda, несмотря на повышенный ценник.

 

1985

Волшебник Фредди

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
141 Фредди Спенсер Honda 10/12 8/12 10/12 Пропуск 1 этапа (травма)
133 Эдди Лоусон Yamaha 2/12 3/12 9/12 1 сход
80 Кристиан Саррон Yamaha 0/12 1/12 5/12 Гонщик команды-спутника

Барри Шин, завязав с гонками, поначалу не хотел совсем пропадать из мира Гран-При. По примеру Джакомо Агостини, Роберто Галлина (Лучинелли и Унчини взяли титулы в его команде) и некоторых других бывших ездоков он собирался организовать собственную команду. Из затеи ничего не вышло.

Из-за транзитного перехода с модели NS500 на NSR500 и двух травм Фредди Спенсер ослабил свои позиции в сезоне 1984, что дало возможность блеснуть другому американцу, Эдди Лоусону. К 1985 году NSR500 был подготовлен как следует, и Спенсер провел на ней весь чемпионат. Он смог вернуть свою корону в ходе регулярных стычек с Лоусоном, который всё время был поблизости, но так и не переломил ход чемпионата.

Спенсер обладал самой высокой чистой скоростью среди своих современников, так как большинство поулов в каждый из сезонов 1982 — 1985 доставалось именно ему (в 83-м было поровну с Робертсом). Эту свою способность он возвел в абсолют в 85-м, когда на его счету было 10 первых позиций из 12. Таким образом, процент победных квалификаций за четыре сезона превысил 50 (26/48), что удавалось очень немногим.

Быстрый Фредди выиграл семь гонок против трех у Мистера Стабильности, хотя зазор между ними на исходе чемпионате был скромным. Оба потерпели единственные аварии на сложной дождевой гонке в Ассене, так что никто из претендентов не сделал капитала на проблеме другого. Фредди был выбит Кристианом Сарроном, Эдди ошибся и вылетел на мокрую траву, разбив байк. Эта пара пилотов сделала девять дублей по ходу сезона.

Даже более жаркая борьба шла за третье место между французом Сарроном на Yamaha, австралийцем Уэйном Гарднером, англичанином Роном Хэзламом и американцем Рэнди Мамола. Все трое пилотировали доживающие последние деньки Honda NS500. Лучшим из них стал Саррон.

Экс-чемпионы Унчини и Лучинелли заканчивают карьеры. Италии до своего следующего чемпиона MotoGP придется подождать полтора десятка лет, прежде чем свой путь начнет Валентино Росси.

 

1986

Ровная дорога к чемпионству

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
139 Эдди Лоусон Yamaha 7/11 7/11 10/11 Второй титул
117 Уэйн Гарднер Honda 2/11 3/11 8/11 Вице-чемпион в последней гонке
105 Рэнди Мамола Yamaha 1/11 1/11 6/11 Первый год в Yamaha

Южная Африка покидает чемпионат, и тот уменьшается до 11 остановок. Кенни Робертс становится руководителем второй полузаводской команды Yamaha, и начинает конкурировать с Джакомо Агостини как шеф гоночного проекта. На этапах Гран-При они никогда не встречались, но в «разборках» участвовали — в американских гонках Daytona 200 и чемпионате Formula 750. Первым приобретением Робертса стал Рэнди Мамола, потерявший симпатию со стороны Honda, а также еще один американец, Майк Болдуин.

Неожиданно время Фредди Спенсера подошло к концу. Американец заплатил свою цену за сумасшедшую работу в 1985-м (в том числе тестовую, над мотоциклами двух кубатур), которая принесла ему два титула в GP500 и GP250: у него начались проблемы с забитостью руки, и он перестал ездить с прежней скоростью. После 85-го никто в Гран-При не выигрывал по два чемпионата за раз. Хотя до 80-х топовые гонщики часто становились чемпионами в нескольких классах, это всегда были близкие по кубатуре классы, вроде GP350/GP500, GP250/GP350, GP125/GP250, и т.д. Спенсер — единственный гонщик в истории Гран-При, покоривший за год два класса с шагом кубатуру. Нужно отметить, что GP350 к тому моменту была пару лет упразднена.

Это дало Эдди Лоусону шанс вернуться в лидеры, но теперь ему противостоял другой пилот заводской Honda — Уэйн Гарднер. В том году Уэйн стал заметно сильнее, но этого было недостаточно, чтобы побить Эдди на Yamaha. Лоусон в 86-м выступал на своем собственном уровне, его не замедлила даже травма ключицы за четыре гонки до финала, так как из этих гонок он выиграл три.

Австралийцу не хватало стабильности и чистой скорости. Пока статистика не в его пользу, так как он выигрывает у конкурента две стычки и проигрывает целых семь. Гарднер в одиночку защищает цвета заводской Honda, чьи позиции ослаблены выбыванием из игры Спенсера. Талантливый американец весь год ищет выход из ситуации, ему проводят операцию на правой руке, однако сезон загублен.

1986-й можно назвать годом Yamaha: ее пилот выиграл чемпионат, еще двое (подопечные Робертса) стали третьим и четвертым. Всего в первой шестерке райдеров пятеро — «ямаховоды».

 

1987

Год Питбуля

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
178 Уэйн Гарднер Honda 10/15 7/15 12/15 Единственный титул в MotoGP
158 Рэнди Мамола Yamaha 1/15 3/15 12/15 Вице-чемпион в 4 раз
157 Эдди Лоусон Yamaha 2/15 5/15 12/15 3 схода

Международность чемпионата не вызывает вопросов, потому что появляются новые Гран-При: Португалия, Бразилия, Япония, возвращаются Аргентина и Чехословакия, с настоящим гоночным треком под Брно. Сезон резко уплотняется: в нем 15 этапов после прошлогодних 11-и. ФИМ запрещает старты «с толкача», которые живут в Гран-При с первой гонки в 49-м. Отныне пилоты должны стартовать с места на заведенных мотоциклах.

Чемпионат развивался по пути трехстороннего сражения Уэйна Гарднера из Honda и представителей двух разных команд Yamaha — Рэнди Мамола из коллектива Кенни Робертса и Эдди Лоусона из коллектива Джакомо Агостини. Трио провело хороший результативный чемпионат, хотя Гарднера было не удержать: с семью победами и десятью поулами он подарил себе и Австралии первый титул GP500. Зрителей привлекает и разность стилей Гарднера и Лоусона: австралиец агрессивен и эффектен, иногда в ущерб своим результатам, американец стабилен и предельно рассчетлив, и не так ярок на треке.

Первая часть сезона проходит под контролем Уэйна, но Мамола и Лоусон не дремлют. Они активизируются после экватора чемпионата и начинают вдвоем теснить будущего чемпиона, что, тем не менее, не выводит Уэйна из равновесия. В большой разборке «Агостини против Робертса» Мамола смог на один балл обогнать Лоусона. Рэнди в четвертый раз за свои восемь сезонов оказался серебряным призером, и как в предыдущих трех случаях, титул был не так что бы далеко. Американец в 87-м показал лучший год в MotoGP, он побывал на подиуме столько же раз, сколько два других призера. Тем не менее, Робертс по окончании сезона откажется работать дальше из-за немного легкомысленного отношения Мамола к работе.

Фредди Спенсер провел еще один очень бледный год: как и в 1986-м, он вышел на старт всего нескольких этапов, и максимумом, которого он добился, было седьмое место в Швеции.

 

1988

Лобовое столкновение Лоусона и Гарднера

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
252 Эдди Лоусон Yamaha 2/15 7/15 12/15 Третий титул
229 Уэйн Гарднер Honda 5/15 4/15 11/15 Вновь вице-чемпион
189 Уэйн Рейни Yamaha 1/15 1/15 7/15 Первый год в MotoGP

Не прошло и десяти лет с начала эры доминирования американцев, как чемпионат мира снова стал наносить визиты в США. На этот раз площадкой был не трек Дайтона, а Лагуна Сека. Число гонок в Испании увеличивается до двух, Аргентина исчезает, поэтому в календаре снова 15 гонок.

FIM меняет порядок начисления очков, который приобретает почти современный вид: вместо 10 пилотов их теперь получают 15. Это не последняя реформа, так как на рубеже 80-х и 90-х система будет пересмотрена еще трижды, и в итоге будет окончательно принята практически та же схема, что в 88-м.

Противостояние Лоусона и Гарднера вступило в третий год. Гонщики всерьез невзлюбили друг друга. В истории MotoGP не все взаимоотношения больших соперников были похожи на то, что происходило между этими двумя. Если взять для примера Хэйлвуда и Агостини или Шина с Робертсом, соперничество ограничивалось треком. Чемпионы могли поддерживать приятельские отношения, но это был не случай Эдди и Уэйна. Они не просто защищали цвета двух успешных марок, они также были антиподами: простой и прямолинейный австралиец против более закрытого американца, немного свысока смотрящего на окружающих.

Первая часть чемпионата прошла при преимуществе Лоусона, который победил четыре раза при отсутствии побед у Гарднера. Действующий чемпион еще сильнее осложнил жизнь, упав со второго места на этапе в Австрии. Эта ошибка словно встряхнула австралийца, и он выиграл следующие три гонки, подняв темп набора очков и начав нагонять Эдди. Пока удача определенно на стороне австралийца: он выигрывает в Югославии, за пять гонок до конца, Лоусон же получает вывих плеча на тренировке и проводит заезд через боль.

Между ездоками 20 очков, и всё идет к тому, что разрыв будет таять и дальше, но не тут-то было. На следующем этапе во Франции Гарднер идет на четвертую победу подряд, однако Honda из-за технической проблемы теряет ход и он пересекает черту четвертым, побеждает Лоусон. Это вторая поворотная точка в сезоне, инициатива снова у американца. Пилот Yamaha не попадал в аварии, и на такую стабильность Уэйну ответить было нечем — он дорого заплатил за баранку в Австрии, которая была единственной в сезоне, иначе чемпионат наверняка бы решился в последней гонке. Лоусон стал трехкратным, Гарднер снова был бит.

Год памятен дебютом очередных сильных пилотов из США: Кевина Шванца и Уэйна Рейни, которые принесли из американского Супербайка в Гран-При свою почти ненависть друг к другу. В чемпионате шло два жестких противостояния Гарднера с Лоусоном и Рейни со Шванцем. Как и в случае с первыми, в этой паре расчет победил: Рейни занял в чемпионате третье место, а импульсивный Шванц, возглавивший возвращение заводского проекта Suzuki — восьмое, хотя у последнего было две победы против одной у райдера Yamaha.

Борьба больших шефов Агостини и Робертса теперь завершается в пользу итальянца, так как его пилот побеждает в чемпионате. Робертс возлагает большие надежды на Рейни, в котором видит чемпионские задатки.

 

1989

Лоусон — герой драмы, Шванц оживляет Suzuki

Очки* Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
228 Эдди Лоусон Honda 1/15 4/15 13/15 Титул в единственный сезон за Honda
210.5 Уэйн Рейни Yamaha 4/15 3/15 13/15 Лидировал почти до конца чемпионата
165.5 Кристиан Саррон Yamaha 0/15 0/15 3/15 Гонщик сателлитной команды
*Гонка ГП Бельгии дважды останавливалась из-за дождя, начислена половина очков

Происходит замена одного этапа на другой — Австралия вместо Португалии. Успехи Гарднера серьезно подняли интерес к Гран-При на этом континенте, и чемпионат начал ездить на трек Филлип-Айленд.

Неожиданное событие межсезонья 1988/1989 — разлад в рабочих отношениях Эдди Лоусона и Джакомо Агостини. Событие вроде бы играло на руку Гарднеру, так как привело к уходу американца из Yamaha и присоединению к лагерю Honda. Для Эдди это было дело принципа — показать Агостини и Marlboro, кого они потеряли, так что он соглашается выступать за команду за меньшие деньги по сравнению с тем, что обещали в Yamaha.

Эту формально стороннюю команду возглавлял Эрв Канемото — бывший шеф-механик Фредди Спенсера, который при содействии HRC заполучил её байк. Проект Канемото был обеспечен заводской поддержкой и даже тем же титульным спонсором Rothmans, поэтому Эдди и Уэйн де-факто из соперников вдруг превратились в напарников.

Джакомо срочно нуждается в замене, однако на рынке свободных суперпилотов нет. Фредди Спенсер соглашается вернуться в чемпионат. Конечно, Аго в курсе проблем Спенсера, но делать нечего. Никакого волшебства он на этот раз не творит: американец хоть и проводит (почти) полный сезон, но это — довольно слабый сезон. Более того, Джакомо совсем не доволен уровнем Фредди, и за три этапа до конца их пути расходятся. Оба пилота Агостини (Спенсер и Маккензи) в зачете находятся ниже обоих пилотов Робертса, вторым из которых является австралиец и дебютант прошлого года Кевин Маги.

Главные персонажи 1988 года собирались начать сезон с того места, на котором закончили предыдущий: Гарднер должен был ответить Лоусону, а Шванц — Рейни. Чемпионат стартовал в борьбе между двумя Уэйнами. Эдди немного отставал, испытывая проблемы из-за травмы и трудного характера Honda, с которой хорошо управлялся только Гарднер. Очень быстро всё изменилось: австралиец получил серьезную травму на третьей гонке в Лагуна Секе, выбыл на несколько этапов и похоронил собственный чемпионат.

Дальнейшие разборки пошли между Лоусоном и заматеревшим Рейни, в которые регулярно вклинивался Шванц на своем очень быстром и ломучем Suzuki RGV500 в цветах спонсора Pepsi. И вновь Эдди выручил свой класс: как и годом ранее, его главного соперника подвела единственная ошибка за год. За три гонки до финала, в Швеции, Рейни заработал баранку и расстался с лидерством в зачете — так Лоусон приехал к четвертому титулу, защитив на буйной NSR500 тот, что взял на YZR500 против Гарднера. На последних этапах Эдди продолжает додавливать молодого земляка, финишируя перед ним.

Кевин Шванц забрал себе большинство побед и поулов — шесть и девять соответно, но ошибки и низкая надежность мотоцикла не позволили поучаствовать в основных событиях. Бронзу он уступил Кристиану Саррону, с чьей единственной победы прошло четыре года. Если бы не эти факторы, в 89-м на одного претендента точно было бы больше. Suzuki вновь на равных борется с двумя доминирующими марками, которые превратили середину 80-х во внутренний междусобойчик.

Honda находит нового напарника для Гарднера — австралийца Мика Дуэна. Для будущего доминатора этот сезон — год обучения, так как он не соревнуется с травмированным Уэйном и не ощущает большого внутрикомандного давления. Для Уэйна дополнительный психологический груз также в том, что его соперник №1 выиграл чемпионат на таком же мотоцикле, хотя не все были уверены, что Лоусон сможет адаптироваться после многих лет на более дружелюбной Yamaha.