1970 — 1979

1970

Двухтактная оппозиция укрепляет позиции

Очков Гонщик Мотоцикл Побед Подиумов Примечание
90 (150) Джакомо Агостини MV Agusta 10/11 10/11 Пятый титул
62 (71) Джинджер Моллой Bultaco & Kawasaki 0/11 4/11 Гонщик-частник
59 Анжело Бергамонти Aermacchi & MV Agusta 1/11 4/11 Выступил на 5 этапах

На первый взгляд, в чемпионате всё то же самое — Джакомо Агостини и никого; никого и Джакомо Агостини. В 71-м он побил рекорд по титулам в GP500, пройдя Джона Сертиза и Майка Хэйлвуда, у которых имелось по четыре. И всё же кое-что начало меняться: частники начали пересаживаться на свежие японские двухтактные мотоциклы Suzuki, Yamaha и Kawasaki, которые стали быстро теснить почтенных старичков из числа Norton и прочих.

Второе место в сезоне закрепилось за Джинджером Моллоем, оружием которого был запущенный на рынок трехцилиндровый Kawasaki H1-R. Моллой начал сезон на Bultaco, на втором этапе пересел за руль нетронутой «Кавы», и по ходу чемпионата своими силами её дорабатывал: повышал экономичность, снижал вес, улучшал управляемость. Его достижение — четыре вторых места. Моллой чуть не потерял эту позицию из-за Анжело Бергамонти, начавшего год в Aermacchi, а закончившего заводским пилотом «Агусты».

Японцы были заняты быстрыми байками для обычных дорог, чья популярность — в первую очередь на богатом рынке США, — росла серьезнейшими темпами, так что о заводских проектах в «европейском» GP500 речи пока не шло. Но эти спортбайки были настолько хороши по сравнению с английской техникой десятой свежести, что они тут же замелькали на мировых трассах, и Джинджер Моллой был в рядах первых гонщиков, смекнувших, что в GP500 тюнинг двухтактного японского спортбайка — лучшая альтернатива MV Agusta, которую было не купить.

Ради этого мотоцикла новозеландец специально ездил в США, где его и приобрел. В отличие от Терри Деннехи, собравшем свою Honda почти с нуля, Джинджер «работал напильником» с готовой базой, изначально задуманной под гоночные треки. Последнее, чего не хватало в этой схеме — бюджета настоящей команды.

 

1971

Непрямое столкновение MV Agusta и Suzuki

Очков Гонщик Мотоцикл Побед Подиумов Примечание
90 (120) Джакомо Агостини MV Agusta 8/11 8/11 Шестой титул
58 (67) Кит Тернер Suzuki 0/11 3/11 Первый из двух сезонов GP500
57 Роб Брон Suzuki 0/11 4/11 Выступил на 7 этапах

Происходит выбывание этапов во Франции (снова) и Югославии, вместо них — возвращение Швеции и дебют Австрии, которой сразу достается место открытия сезона.

Вновь ранний титул Джакомо Агостини, но интересно другое: по итогам года в первом десятке шестеро оказались пилотами на японской технике. Конечно, со своими восемью победами в ряд Аго мог посматривать на все это свысока: в чемпионате присутствовали японские мотоциклы, но не японские заводы, которые пока не обращали пристального внимания на GP500. Вскоре это изменится.

32-летний Джинджер Моллой, удививший мир Гран-При эффективностью своего доработанного Kawasaki, не развил успех и завершил гранприйную карьеру, переключив свой интерес на США и Австралию. Кит Тернер не дал упасть флагу Новой Зеландии — этот гонщик в 71-м тоже занял второе место. Его выбор пал на рядный твин Suzuki TR500, который появился на европейском рынке гоночной техники. Японский байк в стандарте был вполне хорош для Гран-При, поэтому Тернеру не пришлось кромсать его так, как Моллою — свою «Каву».

Этот мотоцикл хорошо себя зарекомендовал не только под одним ездоком — в конце года в первой пятерке трое были «сузуководами», причем все они могли занять второе место чемпионата. Кит взял тем, что смог оплатить свое участие на абсолютно всех этапах, в отличие от голландца Роба Брона и австралийца Джека Финдли. И Брон, и Финдли выступали в целом посильнее Тернера: Кит был три раза на подиуме, Брон — четыре, у Финдли в числе прочего была и победа в Ольстере, которая была первой для «Сузуки» в классе GP500. Все успехи были добыты на TR500, причем в аппарате Финдли вместо заводской рамы стояла самодельная Jada.

 

1972

Командная работа MV Agusta

Очков Гонщик Мотоцикл Побед Подиумов Примечание
105 (165) Джакомо Агостини MV Agusta 11/13 11/13 Седьмой титул подряд
87 Альберто Пагани MV Agusta 1/13 7/13 Выступил на 7 этапах
54 (57) Бруно Кнойбюлер Yamaha 0/13 2/13 Дебют в MotoGP

Число этапов возрастает до рекордных 13 штук. Чемпионат GP500 после годичного перерыва снова приезжает во Францию и Югославию, одновременно с этим навсегда закрыта гранприйная история Ольстера — терроризм в Ирландии сделал проведение гонок небезопасным.

Шестой и завершающий год царствования Джакомо Агостини в серии GP500. Итальянец выиграл 11 из 13 этапов сезона; оставшаяся незакрытая пара сложилась из неудачной гонки в Югославии, на котором его мотоцикл сломался, и финала в Испании, на который он просто не поехал из-за того, что титул давно лежал в кармане. В пару к чемпиону был нанят итальянский мотогонщик Альберто Пагани, который на таком же байке приехал на второе место в зачете с одной победой — той, которая досталась ему после схода Джакомо в Югославии. В прошлом году Аго выступал без напарника, так как Анжело Бергамонти, влившийся в команду на исходе сезона 1970, расстался с жизнью на внезачетной гонке весной 71-го.

Альберто вышел на старт семи этапов и этого было достаточно для того, чтобы оказаться выше швейцарца Бруно Кнойбюлера на личной Yamaha TZ350, с его 11 стартами и двумя подиумами. В 72-м, в 26 лет Бруно только дебютировал в Гран-При, и его карьера протянулась до 1989 года, он с разным успехом прошел через пять кубатур. В «пятисотках» его самым удачным годом так и остался этот, дебютный. Вице-чемпион прошлого года Кит Тернер ушел из мирового мотоспорта после заметного успеха, как и вице-чемпион до него, Джинджер Моллой. Новозеландец в 71-м провел хороший чемпионат с интересными перспективами на будущее. Увы, 72-й не принес ничего, кроме разочарований и океана поломок. Тот же самый мотоцикл ломался под Тернером на каждой гонке, ему не удалось финишировать ни в одной! Пилот был сыт этим по горло, и постоянная жизнь в дороге приблизила решение вернуться в Новую Зеландию.

Переход на мотоциклы нового поколения в частном секторе завершился почти на 100%. Основная масса ездит на «японцах», на «британцах» участвует полдесятка человек. Среди них нет никого на постоянной основе.

 

1973

Мотоцикл старый, победитель новый

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед* Подиумов Примечание
84 (108) Фил Рид MV Agusta 5/12 4/11 8/11 Первый год в MV Agusta
63 (69) Ким Ньюкомб Konig 1/12 1/11 4/11 Лидировал в середине сезона
57 Джакомо Агостини MV Agusta 2/12 3/11 4/11 Последний год в MV Agusta
* Гонка ГП Италии в GP500 отменена из-за гибели Сааринена и Пазолини в GP250

Этап в ГДР исключен из календаря, на чем закончилась 12-летняя история визитов чемпионата на трек Заксенринг. Площадка вернется в Гран-При в конце 90-х, и это будет другой трек под тем же названием. Мотоциклы понемногу обрастают наклейками спонсоров и партнеров команд (производители шин, масел, свечей зажигания, цепей, и т.д.), гоночные ливреи с сочетанием разных цветов и полосок принимают вполне современный вид.

То, что Джакомо Агостини проиграл свой первый чемпионат аж с 1965 года, само по себе событие. Победа ушла его новому напарнику Филу Риду, у которого были титулы только в младших кубатурах. Англичанин провел год очень качественно — он четыре раза победил и четыре раза приезжал вторым. Что касается Аго, это был очень плохой год, связанный с постоянными поломками новой четверки. Всё это привело к тому, что действующий чемпион набрал свои первые очки на седьмом этапе сезона, когда вернулся на старую трехцилиндровую модель. Он защитил три победы и третье место в чемпионате.

Когда MV Agusta в середине 60-х вывела на трассы трехцилиндровый байк, это было сделано ради улучшения управляемости, так как новая модель 500 выросла из более легкой 350-кубовой. В 73-м завод решил: пора вернуться к четырем цилиндрам, чтобы бороться с аналогичной японской техникой, которая была быстрее.

Нельзя не отметить вице-чемпиона Кима Ньюкомба, который выступал на заводском мотоцикле небольшой немецкой фирмы Konig. Новозеландец (земляк Тернера с Моллоем) выиграл одну гонку и лидировал в зачете половину сезона. Увы, еще до финала года он погиб на внечемпионатном этапе в Великобритании.

Посмотрев несколько лет на успехи обычных гонщиков на своей технике в GP500, Yamaha провела дебют заводской команды с прототипом YZR500, созданным специально для Гран-При — другая важная новость в премьер-классе, так как впервые после 1967 года лицом к лицу столкнулись два сильных гоночных проекта. На старте сезона казалось, что японцы могут всерьез задуматься о победе в чемпионате с первой попытки, так как дебютант Ярно Сааринен (действующий чемпион GP250) выиграл первые две гонки и трижды стартовал с поула. Вместе с Ридом он спорил за титул, пока его жизнь не оборвалась после аварии на четвертом этапе в Монце, причем это не была гонка премьер-класса — трагедия имело место в заезде GP250.

Трагедии на гоночных трассах в то время — не редкость, точно также был и привычным прогресс в динамике мотоциклов на фоне застоя в обеспечении безопасности гонок. В начале 70-х в серии пошла мрачная тенденция, когда ее покинул ряд сильных гонщиков: одни уходили по собственному желанию, другие — по причине смерти.

 

1974

Большая драка MV Agusta и Yamaha, часть I

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
82 (92) Фил Рид MV Agusta 4/10 4/10 7/10 Последний титул MV Agusta
69 (78) Джанфранко Бонера MV Agusta 0/10 1/10 5/10 Первый полный сезон в GP500
67 Теуво Лансивуори Yamaha 2/10 1/10 5/10 Первый сезон в GP500

Югославия и Испания становятся площадкой для всех кубатур Гран-При, кроме GP500, поэтому календарь старшего класса опять возвращается к формату 10 этапов.

Здоровью чемпионата, с одной стороны, угрожает нефтяной кризис 1973 года. С другой, появляется еще один японский производитель с серьезными намерениями — Suzuki. Частники не первый год показывают хорошие результаты на стандартных и улучшенных спортбайках, поэтому марка делает логичный следующий шаг, дав старт заводскому проекту и настоящему прототипу RG500.

Yamaha усилила натиск на чемпионат, заполучив Джакомо Агостини. Итальянец половину предыдущего сезона страдал от ненадежности новой модели MV Agusta, но главная причина перехода была в другом: Аго наблюдал рост результатов двухтактных мотоциклов, и решил, что это перспективный вариант продолжения карьеры, и кроме того, это было интересно после почти десятка лет на «Агустах». Сезон напоминал предыдущий: если не многочисленные поломки, то обязательно или победа, или подиум. Пятисотка Yamaha нуждалась в доработках, поэтому для следующего сезона байк будет глубоко переделан.

Фил Рид защитил свой титул и стал последним чемпионом на MV. Более того, победа 1974 года стала последним абсолютным триумфом четырехтактного мотоцикла до самого 2002 года, в котором Валентино Росси довел до первого чемпионства экзотическую пятицилиндровую Honda RC211V. С другой стороны, Yamaha забирает себе кубок конструкторов, прерывая долгую эпоху MV. У марок одинаковое количество побед (5), но на стороне японцев более ровные результаты.

В 1974-м друг с другом бились не только гранды Рид и Агостини, но и их напарники — Джанфранко Бонера и Тенво Лансивуори соответственно. И тот, и другой постоянно поднимались на подиум, и все же надежность и совершенство сыграли в пользу MV Agusta. Бонера стал вице-чемпионом, а Лансивуори побил Агостини, хотя Джакомо подошел к завершению сезона с проблемным здоровьем, так как травмировался и пропустил один этап. Итальянец вышел на старт последней гонки в Чехословакии, и пересек финишную черту шестым. Впервые с 1967 года Аго завершил заезд вне первой тройки.

 

1975

Большая драка MV Agusta и Yamaha, часть II

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
84 Джакомо Агостини Yamaha 2/10 4/10 6/10 Восьмой титул и последний
76 (96) Фил Рид MV Agusta 0/10 2/10 8/10 Упустил титул в последней гонке
45 Хидео Канайя Yamaha 0/10 1/10 3/10 Участвовал в 4 этапах

Сохраняется полуизаляционный статус чемпионата мира — отсутствуют внеевропейские этапы, Большие Призы приезжают в одни и те же страны.

После двух лет без титулов Аго добивается нового успеха, принеся Yamaha первый титул в GP500. Японский байк имеет проблемы с надежностью, но не настолько серьезные, как год назад, и поэтому Джакомо постоянно был в призах. Его плотно преследовали Фил Рид и второй пилот «Ямахи» Хидео Канайя. Когда первая половина сезона завершилась, по 45 очков набрали пилоты Yamaha и 44 набрал пилот MV Agusta.

Фил Рид тоже набирал приличные очки, и в конце сезона ситуация сложилась так, что его 96 баллов превысили 84 балла Аго. Система подсчета результатов с отбросом плохих сыграла на руку итальянцу, который чаще побеждал и чаще не финишировал. Фортуна играла на стороне Рида почти до финала, пока сход англичанина в Финляндии не перевернул всё с ног на голову — он остался без очков при победе Джакомо, для которого это был четвертый триумф сезона против единственного у главного соперника. Фил выиграл финал в Чехословакии, Джакомо пришел вторым и стал чемпионом.

Итог: 84 Агостини против обрезанных 76 Рида, который был очень близок к тому, чтобы в третий раз примерить корону GP500. Что касается Канайя, у которого в середине сезона было равенство по очкам с напарником Агостини, то у него не имелось возможности побиться за титул. Он не участвовал во второй половине чемпионата. Для «Ямахи» он оставался тест-пилотом, поэтому его вернули в Японию для продолжения работы над YZR500. По итогам сезона в первом десятке восемь мотоциклов — японские. Лучшая марка по очкам — вновь Yamaha.

 

1976

Головокружение от Suzuki

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
72 (87) Барри Шин Suzuki 4/10 5/10 6/10 Первый титул Suzuki
48 (54) Теуво Лансивуори Suzuki 2/10 0/10 2/10 Лучший год в GP500
46 Пат Хеннен Suzuki 0/10 1/10 3/10 Первый год в MotoGP

Сюрпризом в 1976 году стало полное отсутствие в чемпионате заводских коллективов, так как MV Agusta ушла из чемпионата, а Yamaha взяла годовую паузу на подготовку нового мотоцикла. В лидеры вышла марка Suzuki, которая была частным проектом только отчасти — британского импортера Heron Suzuki GB поддерживал завод.

Засиявшая в прошлом году звезда из Великобритании Барри Шин в доминирующей манере оформил свой первый чемпионат, который стал и первым триумфом для марки в GP500. Барри досрочно закрыл вопрос с чемпионатом и не участвовал на последних трех этапах. Чемпион Джакомо Агостини, который неожиданно для себя остался без команды, попробовал выступать на Suzuki, но поломки не принесли ему ни одного очка. Получив поддержку Marlboro, он арендовал пятисотку MV Agusta, на которой выиграл финальный заезд на Нюрбургринге. Финальный для себя, «Агусты» и четырехтактного мотоцикла в эпохе GP500.

Другой герой прошлых лет Фил Рид, который, как и Агостини, был «брошен» своей заводской командой, тоже попробовал себя на Suzuki. Получилось очень неплохо: два подиума на первых этапах, но затем англичанин вдруг решил завершить карьеру в Гран-При.

Оба знаменитых гонщика не участвовали в титульной гонке 76-го. По сути, в ней кроме Шина не участвовало вообще никого, но был серьезный спор за серебряную медаль. Его у американца Пата Хеннена и итальянца Марко Лучинелли выиграл надежный финн Теуво Лансивуори (48-46-40). Хеннен оказался первым американцем, участвующим в Гран-При на постоянной основе. Событие логичное, но запоздавшее — именно ради пробуждения США к мировым гонкам и привозили MotoGP в середине 60-х на Дайтону.

Suzuki полностью заняла класс GP500. Джакомо был единственным в первой десятке пилотов, выступавшим не на Suzuki. Впрочем, и на Suzuki он тоже выступал, так что чемпионат на один год практически стал моносерией. Схожая обстановка будет в старшем классе по 1982 год включительно, потому что в каждом из этих сезонов Suzuki будет оставлять кубок конструкторов у себя. Всё благодаря удачной конструкции прототипа RG500, которую вместе с заводскими пилотами оценили десятки простых гонщиков.

 

1977

Вечеринка Барри Шина

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
107 Барри Шин Suzuki 8/11 6/11 7/11 Лучший квалифайер 3 года подряд
80 Стив Бэйкер Yamaha 1/11 0/11 6/11 Дебют в MotoGP
67 Пат Хеннен Suzuki 0/11 1/11 5/11 Самый результативный год в MotoGP

Престижная гонка Isle of Man TT выбыла из календаря и была замещена Сильверстоуном, так как в середине 70-х чемпионат стали освобождать от опасных треков, где гибли гонщики. Гран-При Великобритании первый раз появляется в чемпионате, ведь тоже британский «Турист Трофи» — это все-таки соревнования со своей собственной историей. Вокруг ТТ очень быстро создали собственные соревнования Formula TT. Она была учреждена FIM в 1977 году как кубок из трех классов и одной гонки, и впоследствии выросла до многоэтапного чемпионата. «Формула» существовала по 1990 год включительно, затем была расформирована в пользу нового чемпионата для серийной техники — мирового Супербайка. Formula TT была по сути прототипом WSBK.

Календарь в 77-м вновь можно было считать мировым, так как добавился этап в Венесуэле, и гонки вышли за пределы Европы. Эта страна получила свой этап благодаря популярному и очень быстрому венесуэльцу Джонни Чекотто, чемпиону GP350 1975 года. Впервые в зачет идут все очки, набранные гонщиком, так что отныне скидки побеждающим и часто падающим гонщикам отменены, повышаются шансы на чемпионат у просто стабильных.

Барри Шин провел еще более убедительный сезон, завоевав шесть побед и восемь поулов по дороге ко второму титулу. В отличие от предыдущего года, когда всё действие представляло собой гигантскую свору «сузуководов», в 1977-м наметилось возрождение битвы марок, так как в чемпионат вернулась Yamaha. В GP500 все выступают только на этих двух мотоциклах.

Дебютировал еще один представитель США — Стив Бэйкер, ставший основным пилотом Yamaha. Бэйкер не смог выиграть ни одной гонки, но его YZR500 исправно довозил пилота до подиумов, так что американец стал вице-чемпионом. Его земляк Хеннен на Suzuki один заезд выиграл, отхватив третье место в сезоне, как и год назад. Параллельно с GP500 Стив весь год выступал в серии Formula 750, который в том году получил статус чемпионата мира. Бэйкер одержал в нем убедительную победу, так что он в 77-м всё же стал чемпионом мира.

35-летний Джакомо Агостини вернулся к Yamaha, но прежней силы выступлений больше не было. Легенда Гран-При дважды поднялся на подиум, включая гонку в Чехословакии — ту, которая принесла ему последний титул чемпиона пару лет назад. Кроме того, как и Стив Бэйкер, и ряд других райдеров Гран-При, Агостини тоже выходил на старты Formula 750. Последний из четырех стартов закончился победным финишем, и символично, что это тоже была гонка в Германии. После 77-го решил переключиться на четыре колеса.

 

1978

Кенни Робертс устраивает переворот

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
110 Кенни Робертс Yamaha 2/11 4/11 8/11 С первой попытки
100 Барри Шин Suzuki 0/11 2/11 7/11 Пропуск 1 этапа (травма)
66 Джонни Чекотто Yamaha 8/11 1/11 4/11 4 схода

Кампания по «ликвидации» опасных треков продолжается. Югославский трек Опатия ушел в ту же сторону, что испанский Монжуик, ирландский Ольстер, британский «Турист Трофи» и итальянская Монца. Всего запланированы 11 гонок для класса GP500.

Довольно комфортная жизнь Барри Шина и Suzuki резко осложняется с началом сезона 1978, который стал годом битвы Шина и супербыстрого новичка из США Кенни Робертса, ставшего в итоге чемпионом с первой попытки. Барри в начале сезона ослаблен проблемами со здоровьем, хотя когда они закончились, перелома в чемпионате не случилось. Два ездока весь год были практически на равных, и все же Кенни раз за разом доказывал свое превосходство, что видно из соотношения их результатов: за сезон Барри обыграл соперника всего раз, в Швеции, на одном из своих самых успешных Гран-При (все победы в 1975 — 1981 годах).

У Робертса был необычный стиль езды для того периода Гран-При. Когда он дебютировал в чемпионате, за его плечами было 10 лет профессиональной карьеры в дерт-треке, не считая также многолетнего опыта в отдельных кольцевых гонках. Американец перенес с грунтовых треков на асфальт стиль силовых поворотов, которые проходились в заносе под тягой. Это была противоположность чистому европейскому стилю Шина  с высокой скоростью в поворотах и удержанию обоих колес на одной траектории.

По ходу сезона американец демонстрировал, что его связка с Yamaha чуть сильнее Барри и Suzuki, поэтому финальный результат получился близким: 110 против 100. Естественно, очень плотным был финиш и в зачете производителей, но он был взят Suzuki: 144 против 139, и шесть побед против пяти соответно.

Другой пилот Suzuki, Пат Хеннен, половину сезона шел вровень с двумя лидерами, на его счету к тому моменту была победа и три вторых места. Серьезная травма головы на внезачетных соревнованиях Isle of Man TT стоила ему не только загубленного сезона, но и дальнейшей гоночный карьеры, он более месяца провел в коме. Американец остался жив и впоследствии оправился от травмы.

Бронза досталась Джонни Чекотто на Yamaha, но не только она: венесуэлец стал чемпионом Formula 750, где весь сезон сражался с Робертсом. Помимо прочего, Джонни разгромил соперников в квалификациях, выиграв впечатляющие восемь поулов. Прошлогодний вице-чемпион Стив Бейкер уступил свое место Робертсу, и стал выступать за частную команду Suzuki. С одним подиумом и четырьмя нулевыми результатами стал седьмым.

 

1979

Шин против Робертса, но реванша не будет

Очков Гонщик Мотоцикл Поулов Побед Подиумов Примечание
113 Кенни Робертс Yamaha 5/11 5/11 7/11 Защитил титул
89 Вирджинио Феррари Suzuki 0/11 1/11 6/11 Лидировал в середине сезона
87 Барри Шин Suzuki 3/11 3/11 6/11 3 схода, пропуск этапа (травма)

Honda возвращается в MotoGP, долгий перерыв окончен. Компания принимает условия игры, в которой доминируют нелюбимые ею «двухтактники» и где действует ряд технических ограничений, но все же ее первым проектом после возвращения становится именно четырехтактный NR500. Из-за этого следующие несколько лет ее результаты будут еле заметны.

В конце десятилетия чемпионат изнутри выглядит совсем не так, как в начале. Дело не только в исчезновении гаражных самоделок и распространении новых мотоциклов, изначально задуманных прототипами, но и в приходе большого капитала: простых энтузиастов становится меньше, настоящих команд — больше, так как богатые дилеры и региональные представительства марок работают напрямую с заводами, таким образом, заменяя полноценные заводские проекты. По такой схеме долго работала Suzuki (до середины 80-х), и еще дольше — Yamaha (до конца 90-х), а вот Honda предпочитала централизованный контроль, и полузаводских коллективов в качестве основных у нее никогда не было.

Чемпионат наводнен техникой Suzuki, звездой вечеринки остается Кенни Робертс. Американец не появляется на старте сезона в Венесуэле по причине предсезонной травмы, однако по возвращении начинает щелкать одну гонку за другой. Ему пробуют составить оппозицию пилоты Suzuki Вирджинио Феррари и Вил Хартог, хотя попытки не настолько успешны для того, чтобы остановить Робертса. Точнее сказать, не очень успешны в рамках целого чемпионата, так как после семи этапов лидировал именно Феррари. Итальянец провалил оставшиеся гонки и отпустил Робертса. Запаса очков Феррари хватило для серебряной медали.

Главная проблема Suzuki в другом: Барри Шин не добирается до финиша так же часто, как Кенни выигрывает. Англичанин очень хорошо проводит заключительную часть сезона, и всё же четырех подиумов подряд ему не хватает для того, чтобы сместить со второго места Вирджинио. Для англичанина сезон стал поворотным, он решает прервать работу с Suzuki из-за уверенности в том, что завод технически активнее поддерживал команду, за которую выступал Феррари. Следующие несколько лет Барри посвятит частному проекту Yamaha.

Год отмечен бойкотом гонки в Бельгии и новым витком споров гонщиков с организаторами по поводу двух вопросов: призовых денег и уровня безопасности на треке. В старых традициях ФИМ хочет наказывать гонщиков, угрожающих бойкотами и даже учреждением альтернативного мирового чемпионата, хотя повторения истории Джеффа Дюка (полугодовое отстранение от соревнований) не происходит, приходится идти на уступки. Активная позиция Робертса, Шина, Феррари и других гонщиков начинает менять отношение к мотогонщикам, призовые растут, а организаторы берут больше ответственности за жизни и здоровье участников.

Автор: Indian